3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
Для их понимания следует разобраться в социальной структуре советского общества (до реформ второй половины 80-х гг.). Советская реальность во-многом конструируется по заказу и под контролем политической власти. Была создана специфическая классовая модель двух дружественных классов (рабочего и колхозно-кооперативного крестьянства) и прослойки (народной интеллигенции, где председатель Совета Министров и рядовой конторский служащий).
Российский социолог Вадим Валерьевич Радаев, например, считает, что система советского типа принципиально является обществом без классов. В советский период проявились процессы:
ликвидации дореволюционных классов путем экспроприации крупных собственников, мелких и средних независимых производителей;
атомизации общества, когда через огосударствление основных социальных институтов были ослаблены независимые горизонтальные связи индивидов, не допускалась деятельность негосударственных организаций, способных защищать интересы членов общества. Большая часть населения стала «массами».
маргинализации многих социальных групп в результате регулируемой, в том числе принудительно, политики вертикальной и горизонтальной социальной мобильности в целях построения социально однородного общества.
Специфика стратификационной системы советского типа – в структуре государственной власти, ее распределении. Советская система – это ранговая система. Формальных рангов множество. Они делятся на унаследованные и приобретенные, персональные и корпоративные. На базе социально-профессиональных рангов складывались основные страты советского общества, в том числе:
- правящие слои: политическое руководство; высшие функционеры и управленцы (партийные, государственные чиновники, руководство армии, МВД, КГБ, директора крупных государственных предприятий и учреждений);
- передаточные слои: руководители и функционеры среднего и низшего уровня;
- исполнительные слои: специалисты; квалифицированные рабочие; низшие служащие; рабочие средней и низкой квалификации;
- «иждивенцы»: учащиеся, пенсионеры и т.д.;
- «парии» (бесправные, отверженные, угнетенные): деклассированные элементы, люмпены, безработные; заключенные, рядовые срочной армейской службы.
Базовым способом распределения благ для всех являются привилегии (узаконенное право субъекта получать вознаграждение). Но принцип единый, а привилегии разные в зависимости от места работы индивида и его профессионально-должностного статуса. Основой социального обмена между социальными слоями является патернализм – система строгой субординации социальных групп, где нижестоящие могут рассчитывать на заботу со стороны вышестоящих.
Эволюция советского общества привела его к состоянию стагнации, а попытка его перестройки в 80-е г.г. – к экономическому, политическому и социальному кризису. Социальная динамика несомненно усилилась. В социальной структуре России сохраняются черты общества этакратического, построенного на властных иерархиях и формальных рангах. Одновременно идет процесс возрождения основ экономических классов на базе приватизированной государственной собственности. Заметно прогрессирует дифференциация доходов. Рядом с властными иерархиями появляются предпринимательские структуры.
В России идет эволюционный переход к новой социальной структуре. В ходе его сплавляются старые и новые группы. Идут сложные процессы социальной мобильности в результате изменения структуры экономики и профессионального состава занятых. Исчезает интеллигенция как межслоевое образование. Она распадается на ядро среднего класса и часть, переходящую в низшие слои. Идет формирование слоя малых и средних предпринимателей. Меняется социальное положение рабочего класса из «ведущей силы общества» в социальную общность наемных работников.
В общем, осуществляется переход от стратификации советского иерархического типа (по месту в структуре власти и распределения) к доминирующей в современном цивилизованном мире классовой стратификации, где властные отношения все больше уступают место собственническим. Устойчива ориентация, особенно молодых, на предпринимательскую деятельность или работу в частном секторе.
Социальная структура российского общества в исследованиях российского экономиста и социолога Натальи Михайловны Римашевской (род. 1932) представлена так:
«Общероссийские элитные группы» с крупнейшей собственностью и властным влиянием на общероссийском уровне.
«Региональные и корпоративные элиты» со значительным состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.
Российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления, с притязаниями на повышение своего статуса и ориентацией на этические нормы хозяйственных взаимоотношений.
Российский «динамический средний класс» с доходами, обеспечивающими удовлетворение на среднероссийском и выше стандартах потребления, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и легальными способами ее проявления.
«Аутсайдеры» с низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.
«Маргиналы» с низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в социально-экономической деятельности.
«Криминалитет» с высокой социальной активностью и адаптацией, с рациональными действиями вопреки нормам хозяйственной деятельности.
Модель Римашевской во многом схожа с моделью Уотсона. Еще только в стадии формирования находится динамический средний класс, из-за чего в Российском обществе налицо существенная социальная нестабильность.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля