Социальные изменения и процессы
Общество – живой организм, оно развивается и изменяется. Для структурно-функциональной концепции характерны идеи стабильности, неизменности и незыблемости общества. На смену им приходят критические идеи (Говард Беккер (1899-1960), Нейл Смелсер (род. 1930) и др.) о необходимости и готовности к переменам – фундаментальным изменениям в обществе. Это, так называемые, концепции социальных изменений социальных систем, общностей, организаций, их взаимодействий. Социальные изменения – переход социальных явлений, отношений из одного состояния в другое. Они всегда имеют определенную направленность. Движение от низшего к высшему, от простого к сложному, с положительными последствиями называется прогрессом. Негативные изменения в обществе, которые ограничивают его возможности к саморазвитию, адаптации есть регресс.
Если в функционализме социальное изменение отождествлялось с адаптацией, то теперь оно приобретает новое значение реформы.
Рассмотрение социологического изменения включает вопросы:
насколько изменения случайны или целенаправленны?
каков их источник и начальные условия?
что является нормой изменения?
каковы их механизмы?
как соотносятся управляемые и спонтанные процессы изменений и др.?
насколько глубоко изменились структуры и социальные институты?
Виды социальных изменений:
- структурные – в любой общности, институте, ценностях;
- процессиональные – в сфере социальных взаимодействий и отношений – это отношения солидарности, напряженности, подчиненности;
- функциональные – функционирования различных систем, институтов, организаций;
- мотивационные – мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.
Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных изменений в обществе в целом или в его частях называется социальным процессом. Люди совместно обучаются, производят продукты, потребляют их, участвуют в политике, культуре и т.д. Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы с общими чертами и создать их классификацию (Роберт Парк (1864-1944), Эрнст Берджес (1886-1966): кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. К ним присоединяют еще два процесса в группах: поддержание границ и создание системы связей.
Кооперация – от двух латинских слов: ко – вместе и операри – работать. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Главный ее смысл – в обоюдной пользе.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, которые ограничены и неравно распределены (деньги, власть, статус, любовь, признательность и др.). Это попытка достижения вознаграждения или опережения соперников. Конкуренция - один из методов распределения вознаграждения, которого не хватает для всех.
Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей новой среды, когда нормы и ценности старой не приводят к удовлетворению. Обязательное условие процесса приспособления – подчинение.
Компромисс – форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Компромисс – это баланс, временное соглашение. Когда ситуация меняется, ищется новый компромисс.
Необходимым условием приспособления является терпимость к новой ситуации, новым образцам культуры и ценностям.
Конфликт – скрытое или открытое столкновение сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии. Конфликтующие стороны стремятся навязывать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, а межгрупповой конфликт обычно носит безличностный характер.
Ассимиляция – это взаимное, культурное проникновение. Через него личности и группы приходят к общей культуре.
Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Ассимиляция и амальгамизация стирают границы между группами.
Поддержание границ – это главный аспект социальной жизни. Для многих групп такими границами могут служить язык, диалект, жаргон, отличительные знаки. Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями к тем, кто границ не соблюдает, и вознаграждением тех, кто стремится к их упрочнению.
Создание системы связей. Все группы нуждаются в связях с другими группами. Это процесс, когда они выглядят как единая система.
Все процессы тесно связаны между собой, часто протекают одновременно. При этом развиваются группы, изменяется общество.
В науке существуют две основные точки зрения на вопрос об источнике социальных изменений и его формах.
Конфликтологическое направление рассматривает в качестве решающего источника развития общества конфликт. Конфликт – это нормальное состояние общества, предотвращает его консервацию и загнивание, способствует лучшей адаптации к новым условиям.
Функционалисты считают, что источник социальных изменений находится во внутреннем взаимодействии связанных между собой элементов системы. Функционирование общества основано на согласии его членов, хотя и не исключает социальных изменений.
Формы социальных изменений в зависимости от их характера бывают революционные и эволюционные. Революция как форма социального изменения характеризуется радикальной сменой политического и социального строя, участием широких слоев населения в преобразованиях, реализацией конкретных жизненных потребностей людей, ниспровержением существующего строя путем применения силы. Социальная революция является формой закономерного перехода от одного общественного строя к другому, когда власть переходит от одного класса к другому. Революция всегда имеет разрушительные последствия, потому отдается предпочтение реформам.
Эволюция – это постепенные количественные изменения, которые подготавливают качественные. Наиболее типичной формой эволюции является реформа. Она не посягает на основы социального строя, а изменяет те или иные стороны общества в рамках установленного порядка. Реформы осуществляются мирными средствами, обычно сверху, правящим классом или его частью.
Социальные изменения всегда есть результат социального взаимодействия, социальных действий. Массовые действия могут быть стихийными, неорганизованными (массовая истерия, паника, погром, бунт) либо подготовленными (социальные движения, революции, демонстрации, войны). Самой организованной и массовой формой поведения социальных групп являются социальные движения. Они отличаются включенностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений.
В зависимости от целей и средств их достижения социальные движения подразделяются на:
- реформаторские – за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;
- революционные – за коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов;
- регрессивные – за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам;
- утопические – за построение идеального общества.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля