logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

Классический этап развития социологии

Конт, Спенсер, другие представители натурализма в социологии источники социальных изменений видели за пределами общества и человека, среди естественных факторов воздействия на них. В противоположность им немецкие ученые Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) источники этих изменений находили в самом обществе, в основных закономерностях его развития и в человеке. При этом Маркс и Энгельс тоже исходили из натуралистических установок позитивизма, рассматривали социальные явления как факты и строили обществоведение по образцу естественных наук.

Материалистическое учение об обществе Маркса и Энгельса опирается на следующие принципы:

1) признания закономерности общественного развития, т.е. действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существующих связей и отношений между процессами и явлениями;

2) экономического детерминизма. Маркс и Энгельс выделяли из многообразия социальных отношений главные определяющие. Таковыми они считали экономические или способ производства материальных благ, как единство производительных сил и производственных отношений. Именно способ производства влияет на общественные отношения, формирует идеологию, политику, мораль и т.п.;

3) прогресса, т.е. поступательного развития общества по закону смены общественно-экономических формаций;

4) признания своеобразия развития общественных процессов или развития общества как естественно - исторического процесса. Естественно-исторический процесс столь же закономерен, как и природные процессы. Он не только не зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание;

5) социального детерминизма - естественно - исторический процесс есть и результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как, проходя через сознание людей, тем самым объясняется механизм взаимодействия общества и личности. По Марксу, человек не только объект социального действия, но и его субъект, способный активно изменять условия своей жизни. Надо их сделать человеческими, т.е. в корне преобразовать социальный мир;

6) признания объективности научных знаний, но и в то же время принцип отнесения к ценностям, согласование эмпирических данных и теоретических выводов с историческим интересом эпохи, под которым понимались только интересы пролетариата. У русского марксиста В. Ленина впоследствии, это уже стало принципом партийности.

Марксизм – одна из конфликтных парадигм развития общества. Ее суть в завершении классового конфликта политической революцией и уничтожением класса буржуазии, установлением диктатуры пролетариата, построением, таким образом, бесконфликтного общества. Но исторический процесс не подтвердил прогнозы Маркса о тенденциях развития капитализма, социальной стратификации, классовой борьбы. Заставил усомниться в марксизме и научный эксперимент с реальным социализмом в СССР.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917), развивая идеи Конта и Спенсера, заложил основы структурно-функционального подхода. Он понимает общество как социальную реальность, совокупность социальных фактов, излагает правила их изучения:

1) рассматривать социальные факты как вещи. Они внешни для индивидов, материальны, наблюдаемы, безличны;

2) исключить влияние всяких идеологий, личных пристрастий, предрассудков в отношении к социальным фактам;

3) источник социальных фактов в обществе, а не в мышлении индивидов. Общество управляется своими собственными законами.

Социальный факт порожден объединенными коллективными действиями индивидов. Все связи между людьми в обществе должны базироваться на социальной солидарности. На ее поддержание направлено разделение труда. Отсюда, структурно-функциональный подход Дюркгейма к обществу, где различные органы выполняют многообразные функции.

Дюркгейм понимает общество как саморегулирующийся структурно-функциональный механизм. Его нормальным состоянием является общественный порядок, а основной регулятор отношений – мораль. Ведущую роль в функционировании общества играют социальные институты воспитания.

В отличие от Маркса, Дюркгейма, которые рассматривали социальные явления как объективные, а главным предметом анализа делали общество, немецкий социолог Маркс Вебер (1864 – 1920) анализирует социальное с субъективных позиций, акцентирует внимание на поведении индивида.

Методологические принципы социологического знания (или понимающая социология) по Веберу следующие:

  1. необъективность содержания знаний, принципиальное различие между социальной теорией и действительностью;

  2. выяснять только причины событий, воздерживаться от прогнозов;

  3. социологическая теория подчиняется правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям;

  4. в основе интеллектуальной деятельности лежит отнесение многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям;

  5. ценности определяются «интересом эпохи», т.е. социально-историческими обстоятельствами, в которых действует социолог.

Эти основные принципы понимающей социологии реализуются через инструмент познания – «идеальные типы». «Идеальные типы» – это мыслительные логические конструкции, предельные понятия. Их создает исследователь для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Вебер оперирует такими идеальными типами как капитализм, бюрократия, религия и т.п. Основная задача идеальных типов выявить смысл того, что было пережито людьми.

По Веберу социология в качестве исходного пункта должна рассматривать поведение человека или группы людей. Поскольку действия людей осмысленны, социология должна быть понимающей наукой, понимающей и действия людей и их смысл.

Социальное действие является исходным пунктом социальной реальности.

Во-первых, создает эту реальность, во-вторых, преобразует социальную действительность в соответствии с потребностями, интересами, целями человека, в-третьих, это такое действие, которое всегда соотносится с поведением других людей, в-четвертых, социальные действия выступают как проявления социальной активности. Они включают в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности.

По своему содержанию социальные действия делятся на: 1) репродуктивные, по сохранению и поддержанию нормального функционирования социальной системы, 2) социальное отрицание – действия, по упразднению системы или какого-либо ее элемента (революции, геноцид, критика), 3) социальное творчество – действия людей по созданию новых форм и развитию общественного сознания.

В западной социологии получила широкое распространение концепция социального действия. Ее исходные положения сформулированы Вебером. «Социальное действие может быть ориентировано, согласно Веберу – на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других». Человеческое действие вызывается определенной потребностью человека. Это его (действия) энергетический источник. Неудовлетворенность выступает в различных формах – голода, тревоги, беспокойства и т.п. Это результат противоречия между тем, что необходимо человеку и тем, что он имеет. В социальном действии отражаются потребности как источник социального развития и мотивы как смысл деятельности. Для современного человека невозможно удовлетворить свои потребности без взаимодействия с другими.

Вебер выделил такой аспект мотивации социального действия как степень участия сознательных, рациональных элементов в этом процессе. По этой степени им были классифицированы виды социальных действий:

1. Целерациональное действие. Оно характеризуется ясным пониманием человеком того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, какова возможная реакция окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т.п.

2. Более массовым является ценностно-рациональное действие. В этом случае нет какой-либо цели, человек ориентируется на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте.

3. Аффективное действие. Обусловлено чисто эмоциональным состоянием, совершено в состоянии аффекта. Его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, мести, влечения.

4. Традиционное действие. Осуществляется на основе глубоко усвоенных образцов поведения, норм, не подлежащих проверке.

В 3 и 4 практически не участвует сознание. В реальной жизни встречаются все перечисленные виды действий, причем, некоторые из них могут быть характерны для определенных групп.