Лекция 5. Общество как социальная система.
Общество как система.
Типология обществ в социологии.
Общество и государство. Гражданское общество.
Особенности модернизации в России.
1. Общество как система.
Общество как система – узловая категория социологии, совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей. В них выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В течение долгого времени в западной социальной мысли общество практически отождествлялось с государством.
У Конта общество – это функциональная система, включающая государство, классы и семьи. Базируется на двух главных идеях: прогресса и социального порядка. Основной регулятор общественной жизни по Конту – моральный фактор.
Органический подход к обществу у Спенсера. Аналогия общество – организм проводится у него последовательно, детально и с учетом новейших достижений биологии. Эволюцию общества он рассматривает как естественный процесс роста и дифференциации его частей и функций, а удовлетворение индивидуальной потребности в счастье утверждается как естественное право каждого человека. Характерно, что Конт и Спенсер изменения в обществе объясняли, опираясь на естественные науки. Отсюда, их функциональная концепция общества.
Первым обосновал общество как социальную систему, исходя из него самого, Маркс. Суть марксового подхода к обществу в материалистическом понимании истории.
Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. Разделение труда – это выражение общественной солидарности, оно обеспечивает свое уникальное место каждой личной индивидуальности в общественном целом.
По Веберу общество – это взаимодействие людей, продукт социальных, т.е. ориентированных на других действий.
Само понятие общества в новейшей социологии стало толковаться все более абстрактно, как любая социальная связь. Связь – это зависимость, реализованная через социальное действие.
Основными элементами социальных связей являются:
субъекты связи (их может быть единицы или десятки тысяч людей). Изменение их числа сказывается на характере связи;
предмет связи – по поводу чего она осуществляется.
Социальная связь может быть представлена как социальный контакт, или социальное взаимодействие. Социальные контакты постоянны. Контакты могут быть единичными и регулярными, но это все же единичные акты.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других, обмениваются действиями. От единичного акта (контакта) взаимодействие отличается сопряженностью, возобновляемостью, заинтересованностью в другом. Социальные взаимодействия выступают в виде социальных отношений, социальных институтов, социальных общностей.
Социальные отношения – это устойчивая система отношений, взаимодействия между партнерами. Они отличаются множеством предметов связи; их длительным, систематическим, самовозобновляющимся характером; опосредованным взаимодействием.
Каждый включается в систему общественных связей лишь на основе единых критериев, стандартов поведения по отношению друг к другу. Данные стандарты объединяют людей, делают возможным взаимодействие независимо от того, кто есть кто. Парсонс к таким стандартам отнес систему ценностей (добро и зло, честь и совесть, деньги и власть (закон)).
Словом, общество можно представить как систему общения индивидов. Как правило, социология ограничивается анализом общества в границах от традиционно малой группы (семьи) до большой системы (человечество), но чаще в пределах государства. Скажем, российское, немецкое, американское общество. При этом выделяется его структура, подсистемы.
Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Общество, как система, должно обладать способностями:
приспосабливаться к изменяющимся условиям и потребностям людей;
ставить цели, задачи и достигать их;
интегрировать в себя новые поколения.
Современному обществу, как системе, присущи целостность, сбалансированность, динамичность, открытость, самоорганизация и пространственно-временное бытие. При этом целостность общества обеспечивается взаимодействием его элементов.
Каждая социальная система (или подсистема) по-своему уникальна и в известных пределах консервативна, инерционна. Нововведения в перспективе могут ее укрепить, но на первых порах способны нарушить равновесие элементов. Сопротивление системы нововведениям не столько аномалия, сколько способ существования. Устойчивость позволяет социальной системе избегать резких колебаний, которые бы вели к утрате системных качеств.
Стабильность – состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохранять устойчивость своей структуры и функций при сильных воздействиях извне.
Нестабильность, неустойчивость – это ситуация, когда воздействие (внутреннее) превышает некоторые критические значения. При этом требуются либо экстраординарные действия для сохранения системы; либо ее переход в качественно новое состояние.
Сохранение стабильности обеспечивают:
во-первых, достижение и поддержание баланса интересов социальных субъектов;
во-вторых, самоокупаемость, эффективность, рентабельность;
в-третьих, поддержание человеческого потенциала (здоровья, образования, квалификации и т.п.).
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля