logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

Содержание и принципы семейной политики.

Распространенно выражение: «крепка семья – крепка держава». Можно утверждать, что уровень социальной защищенности граждан в обществе напрямую зависит от благополучия семей. Вместе с тем нарастающие проблемы в сфере семейно – брачных отношений ослабляют позиции государства, общества. Тем самым российская семья как важнейший социальный институт с ее жизнедеятельностью, потребностями, запросами, ориентациями, установками должна стать основным объектом и субъектом социальной политики и системы социальной защиты в городе, районе, в регионе, стране в целом.

Семейная политика в качестве самостоятельного понятия стала выделяться в 80-е гг. прошлого века. Она рассматривалась тогда, как активная социальная политика по адресному удовлетворению потребностей населения с учетом особенностей полных и неполных, благополучных и неблагополучных семей, семей с нормальным достатком и без него, многодетных и малодетных, молодых и т.д. Такая адресная социальная политика являла стремление государства к более эффективному вложению средств в социальную сферу. Подобная переориентация социальной политики оправдана: на конкретную семейную общность, а не обезличенного среднестатистического жителя (даже если он делится на большие общности: дети, молодежь, женщины, пенсионеры и т.п.). Именно такая переориентация должна все больше диктовать и развитие сферы производства, услуг.

Классики социально-политической мысли относили семейно-брачные отношения к числу наиболее устойчивых и поддерживающих традиции и обычаи. Выполнение семьей общественно-значимых функций обязывает общество проявлять интерес и заботу о стабилизации семейно-брачных отношений. А состояние общества, его кризис вызывает кризисные явления в семейно-брачных отношениях. Актуальность этой проблемы мы подтверждаем результатами всех наших исследований.

Кризисные явления в последние годы в российской семье детерминируют повышенное внимание общества к решению ее проблем, выделение в государственной политике специального направления – семейной политики. Социальная политика, направленная на оптимизацию деятельности семейной группы, стабилизацию семейно-брачных отношений, в современной обстановке приобретает особую актуальность. От нее зависит демографическая ситуация, удовлетворение основных потребностей человека.

Отношения государственной власти и семьи в России складывались противоречиво. Дезорганизационными факторами института семьи были:

    1. массовое вовлечение женщин в общественное производство, отсюда двойной рабочий день матерей;

    2. низкая оплата труда мужа и жены, что не дает возможности одному работающему содержать семью;

    3. многолетнее отношение к семье как второстепенному, личному, отсюда незначительная государственная поддержка;

    4. неразвитость сферы общественных бытовых услуг;

    5. низкий уровень дошкольного воспитания и его дороговизна;

    6. разрушение церкви как одного из хранителей морали.

Кризисное состояние семьи проявляется и в деформации взаимоотношений в семейной группе:

В исследованиях обнаружены причины кризисных явлений в семье:

  1. кризис в экономике, неуверенность в завтрашнем дне;

  2. ухудшение благосостояния, низкий уровень жизни;

  3. падение морали, нравственности в обществе, дефицит любви, эгоизм;

  4. нехватка сил и времени у родителей для семьи, детей;

  5. плохое воспитание самих родителей, их неумение ладить друг с другом, идти на компромисс, неуважение, низкая культура сексуальных отношений;

  6. слабые психологические, педагогические знания;

  7. злоупотребление алкоголем, в том числе среди женщин;

  8. жилищно-бытовые трудности;

  9. низкая личностная культура, грубость;

  10. неумение рационально вести домашнее хозяйство;

  11. негативное влияние СМИ, пропагандирование насилия, жестокости, эротики.

Происходит резкое снижение основной функции семьи – репродуктивной. Заметно сокращается в семьях частота деторождений. Они становятся все малочисленнее.

В семейной политике как способе координации взаимодействия семьи и общества имеет значение учет изменений в семейно-брачных отношениях. Появление тех или иных типов, моделей семьи неслучайно. Оно – следствие глубинных сдвигов в главных функциях семьи. Развитие идет в направлении роста престижа семьи, «семейного самосознания». Меняется базисная система брачно-семейных норм и ценностей, что отражает автономность института семьи. Направления трансформации семейно-брачных отношений: 1) от единственности традиционной модели семьи к разнообразию семейных форм; 2) от доминирования внешнего социального контроля к преимущественно внутрисемейным, индивидуальным способам регулирования проблем; 3) возрастает ценность суверенитета семьи и свободного выбора индивидуального жизненного пути; 4) идет и все более тесное ее включение в систему общественных связей. Семья делегирует часть своих функций другим социальным институтам (воспитание и образование детей, охрану и восстановление здоровья, социальное обеспечение, частично утрачивает свою экономическую самостоятельность).

Современные принципы семейной политики:

  1. суверенитета семьи – минимизации чьего бы то ни было вмешательства в ее дела;

  2. суверенитета личности – минимизации мер влияния на поведение членов семьи (как целого), оправдываемых интересами семьи;

  3. расширения свободы выбора (брачных партнеров, числа детей, карьеры);

  4. опоры на собственные силы и труд в обеспечении благополучии;

  5. социальной защищенности семьи – обеспечение всем семьям гарантированного, стандартного минимального уровня доходов, жилищных условий, социальных услуг, правовой защиты, свободного времени, общественной поддержки;

  6. социального партнерства – опоры на семейные, женские и т.п. движения, ассоциации, органы власти и управления, которые занимаются семейными проблемами;

  7. дифференцированности политики – учет разнообразия существующих социально-демографических ситуаций, моделей и типов семьи.

Идею нейтралитета по отношению к семье разделяют правительства многих стран Западной и особенно Северной Европы. Здесь в семейной политике всемерно поддерживаются новые семейные формы и отношения, они включаются в круг социально дозволенных и защищаемых (например, уравнивание юридических и фактических браков, сожительства в правах). Но и оказывается помощь нуждающимся семьям: семейные пособия и финансовые льготы, возможности дневного пребывания детей вне семьи, отпусков для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми и другими членами семьи. Все это позволяет людям самим решать когда и с кем они образуют семью, когда и сколько будут иметь детей.

По расчетам немецких социологов и экономистов для стимулирования увеличения среднего числа детей с 1-2 до 2-3 дотация семьям должна достигать средней заработной платы за квалифицированный труд. Но такую дотацию не может себе позволить даже экономически высокоразвитая Германия. Поэтому важно отличать семейную политику как помощь семье в рамках войны с бедностью от демографических целей.

Практические рекомендации по осуществлению семейной политики как минимум сводятся:

Во-первых, к трудовой защите семьи, обеспечению трудовой занятости тех, кто воспитывает детей, осуществлению мер по борьбе с безработицей, трудоустройству подростков во вне учебное время.

Во-вторых, к социальной защите семьи, охране материнства и детства, разработке законодательных положений о правах и материальных гарантиях семье, воспитывающей детей, по поддержке социально уязвленных семей.

В-третьих, к социальной защите детей.