1. Семья как социальный институт.
Семья – это прежде всего группа, связанных отношениями брака и родства людей. Она обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие личные и общественно значимые потребности. Основа семьи – брак как исторически меняющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной. Посредствам ее общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские, родственные права и обязанности.
Но семья – более сложная система отношений, чем брак (кроме супругов в нее входят их дети и другие родственники). Семья – это не просто брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства рода. Эти отношения регулируются определенными ценностями и нормами, позитивными и негативными санкциями.
Институт семьи включает в себя:
во-первых, общественные ценности – любовь, отношение к детям, семейная жизнь;
во-вторых, общественные процедуры – забота о воспитании детей, семейные правила и обязанности;
в третьих, переплетение ролей и статусов (мужа, жены, ребенка, тещи, свекрови, братьев и т.д.).
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых составляет ее жизненный цикл: 1) вступление в первый брак – образование семьи; 2) начало деторождения; 3) окончание деторождения; 4) вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) смерть одного из супругов – прекращение существования семьи. На каждом этапе свои социальные и экономические характеристики.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Ее функционирование обуславливается нормами, ценностями, санкциями, действующими на каждом этапе общественного развития.
С развитием общества ценности, нормы, санкции меняются, меняется и форма отношений между мужчиной и женщиной.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими регулировались племенными и родовыми обычаями, нормами и образами поведения. Они формировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагает определенные обязанности не только на супругов, но и на государство. Тем самым социальный контроль и санкции осуществляет уже не только общественное мнение, но и государственные органы.
Роль семьи в жизни общества трудно переоценить. Она значима как для отдельного индивида, так и социума в целом. Ценность семьи для отдельной личности в том, что через нее удовлетворяются потребности человека в продолжении рода, воспроизводстве собственной жизни, потребности сексуального, эмоционально-психологического коммуникативного характера. Для общества, государства ценность института семьи в том, что она - основополагающее звено в воспроизводстве населения, общественной жизни в целом. От функционирования семьи зависит демографическая ситуация в стране и отдельном регионе, количественные и качественные характеристики населения. Каждому конкретно-историческому обществу соответствуют свои разновидности семьи.
Современная семья считается нуклеарной (от лат. «нуклеус» – ядро или супружеской). Такая семья состоит из мужа, жены и детей. Она может быть полной (супруги и дети) и неполной (один родитель и дети). Может быть и сложная, расширенная семья, где муж, жена и дети, состоящие в браке.
По структуре власти семьи могут быть авторитарными, где вся власть у одного из супругов, и демократическими, где взаимоуважение между супругами. Современная семья становится эгалитарной (уравнительной) с равной долей прав и ответственности, и достаточной независимостью детей.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе и определяется местом и функциями индивида в семейной группе (супружеская роль – муж, жена, родительская роль – мать, отец, детская роль – дочь, сын, брат, сестра, межпоколенная роль – дед, бабка, старший, младший и т.д.).
Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Конфликт, например, когда жена имеет более высокий социальный и профессиональный статус и это переносится на внутрисемейные отношения.
Функции семьи: 1) репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личном; 2) воспитательная (социализации подрастающего поколения); 3) хозяйственно-бытовая (обеспечения здоровья, уход за членами); 4) экономическая, материальная – семья сама зарабатывает на жизнь; 5) первичного социального контроля; 6) духовного общения; 7) социально-статусная; 8) досуговая; 9) эмоциональная.
В современном обществе идут процессы изменения роли семьи как социального института, изменения ее социальных функций.
Социология семьи как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает жизнедеятельность и культуру группы людей - семьи, семейный образ жизни. Социология семьи имеет дело с групповой, а не индивидуальным субъектом. Личность здесь предстает конкретно как муж или жена, отец или мать, сын или дочь и т.д.
Социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцским, изучает взаимосвязь родительства, супружества, родства.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля