2. Типология обществ в социологии.
Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию.
Общества делятся на:
1) дописьменные и письменные (первые - умеющие говорить, но не умеющие писать, вторые - владеющие алфавитом и фиксирующие звуки). Не знающие письменности народы (в джунглях Амазонки, в Аравийской пустыне есть и сейчас) называют доцивилизованными.
2) простые и сложные. Критерием здесь выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых. В сложных несколько уровней управления и слоев населения по доходам.
3) по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.
4) выделяют еще доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным.
В доиндустриальном обществе (традиционном), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией, как главными инструментами. В индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Развитие общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Переход от первобытного общества к доиндустриальному или традиционному называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.
Американский публицист и футуролог Алвин Тоффлер (род. 1928) в своих работах «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиг власти» (1990) объясняет кризис современного общества переходом к новой цивилизации «Третьей волны» (первая – аграрная цивилизация, вторая – индустриальная). Эта третья волна несет следующие изменения:
1) переход от производства массовой, серийной продукции к выпуску товаров с учетом индивидуальных запросов заказчика;
2) переход к мелкому производству, способному быстро приспосабливаться к переменам на рынке;
3) антибюрократизация всех сфер общественной жизни – переход к ее новым формам равенства, принятия участия в политических решениях, социального многообразия;
4) снижение роли вертикальной иерархии управления и повышение роли горизонтальных связей;
5) уход в прошлое концентрации, синхронизации, стандартизации, урбанизации (городов-мегаполисов), массового образования, массовой культуры, т.е. всего того, что принесло с собой индустриальное общество;
6) демократизация принятия важных государственных решений путем регулярных опросов общественного мнения с использованием домашних компьютеров.
В условиях информационного общества из трех источников власти – насилия, богатства, знаний решающее значение приобретут знания. Они обладают тем преимуществом, что бесконечны и общедоступны.
В таком футурологическом подходе подмечены важные тенденции развития современного общества. Недостаток его в фетишизации технического прогресса, в том числе роли высоких технологий и информатизационных систем.
В 70 е - 80-е гг. XX века на Западе широкое распространение получила идея конвергенции – сближения социальных систем. Ее родоначальниками были русские мыслители Сорокин, Бердяев. Сорокин выдвинул идею «гибридного» общества. Оно образуется в результате сложения положительных ценностей двух общественных систем капитализма и социализма. Современные исследователи считают, что смешанное общество примет от социализма более высокую степень равенства людей, плановое ведение хозяйства и участие работников в управлении производством, а от капитализма – частную собственность, прибыль как побудительный мотив хозяйственной деятельности и рыночную экономику. Конвергенция отражает объективные процессы растущей взаимосвязи в рамках единого мирового сообщества, единого мирового хозяйства.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля