1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Еще в древности к молодым относили тех, кому от 20 до 40 лет, сейчас широко распространена точка зрения, что молодые от 16 до 24 лет.
Такие расхождения вытекают из различия исследовательских подходов и разных исторических, социально-экономических условий каждого общества.
Так, в США молодежь к 17 годам может быть экономически самостоятельной. Это обусловлено:
возможностью раннего трудоустройства;
совмещением работы и учебы;
более рациональными отношениями между родителями и детьми;
возможностью общества дать молодежи экономические льготы, кредиты. Но распространение высшего образования в США существенно продлевает период социализации.
Большинство отечественных социологов считают началом молодежного возраста 16 лет, когда заканчивается первичная социализация. Концом – 30 лет, когда заканчивается подготовка к выполнению ролей взрослого. Но развитие рыночных отношений содействует проявлению инициативы и самостоятельности у части молодежи и в более раннем возрасте.
Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации и подготавливаемых обществом к выполнению социальных ролей взрослых. Молодость – это возраст, ступень развития личности (степень ее социализации и индивидуализации) и определенный социальный статус. В социологии молодежь рассматривается как определенная возрастная когорта людей – сверстников.
В статистике, демографии берутся возрастные границы молодежи – 16 – 29 лет. Это позволяет оценить тенденции демографического развития общества, ориентиры социальной и молодежной политики. Социологи принимают этот жесткий подход, но и учитывают социализацию, текучесть ее процессов. Так, 16 лет – с юридически правовой точки зрения – это совершеннолетие. Но отметим влияние акселерации, более раннего физического, полового и интеллектуального взросления подростков.
По данным ВЦИОМ, из подростков в 13-15 лет ставят на первое место учебу – 35% юношей, 43% девушек. То есть роль учебы перестала быть исключительной. Наряду с ней выделяют бизнес (19% и 5% соответственно) и работу (8% и 3%). Но и верхние границы не застывшие. К 30 годам большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение, половину – жилищные условия.
В социологии не только выделяется молодежь как целостная возрастная группа, но и осуществляется возрастная дифференциация внутри самой молодежи. Как правило, 15 лет молодежного возраста делится на 16-20, 21-24 и 25-29 лет. Когда эта возрастная градация осуществляется на практике, могут возникать серьезные проблемы. Одна из них – дедовщина, когда старший по возрасту, сроку службы унижает младшего. Причем, эта проблема не только армии. Корни ее в гражданском обществе.
По данным социологов, до 35 лет большинство считают себя молодыми, в 40 лет таких не менее 1/5, а в 50 лет – 5-10%. Это психологическая самооценка. Социологический подход преодолевает жесткость возрастных границ демографического и безграничность психологического подходов.
Ступень развития личности рассматривается с точки зрения социализации. Молодость – это период подготовки к взрослой жизни. Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и зрелого служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность человека. За 15 лет несколько раз резко меняется социально-демографический статус. До 18 лет – подростки, учащиеся на иждивении. Это потребительская группа, но с низким доходом. 18-24 года – молодежь работающая, студенты и молодые люди, завершившиеся профессиональную подготовку. Они активно вступают в брак, часто живут отдельно от родителей. 25-29 лет – молодые люди с определенной квалификацией, жизненным и профессиональным опытом.
Что считать проявлением самостоятельности? Были времена и в 20 лет командовали армиями, а сегодня - в студенческих аудиториях, не в состоянии прокормить семью. Есть закономерность: в экстремальные периоды истории, в войны и революции молодежь быстрее получает общественное признание. Для спокойного периода критерии самостоятельности следующие: 1) сам себя обеспечивает средствами существования; 2) распоряжается деньгами независимо; 3) самостоятелен в выборе образа жизни; 4) проживает независимо от родителей. Еще как критерии называют способность отвечать перед законом, допуск к голосованию, вступление в брак.
При оценке социального статуса принимается во внимание:
роль, удельный вес молодежи в обществе.
Может быть три типа воспроизводства населения: 1) расширенное – доля молодежи резко возрастает как результат высокой рождаемости; 2) суженное – доля молодежи снижается из-за низкой рождаемости, увеличивается до 3-4 число сосуществующих поколений; 3) отрицательное – доля молодежи и рождаемость резко снижается, угроза депопуляции, вымирания. Для России характерен второй тип. Ныне лишь один из пяти человек населения входит в молодежную группу (а в 1979 г. был один из четырех). Доля молодежи еще больше будет уменьшаться, а это увеличивает социальную нагрузку на молодых; 2) состав самой молодежи, ее стратификация. Выделяют три типа такой дифференциации:
- первый – стратификационный – когда в каждой общности, группе, страте выделяется ее молодежная часть – молодые рабочие, молодые инженеры, предприниматели. Или в рамках молодежного поколения выделяются группы по основным занятиям – школьники, студенты и т.п.;
- второй – возрастной – по определенным возрастным группам внутри молодежи;
- третий – субкультурный – по образу и характеру ценностных ориентаций и установок.
Социология чаще всего использует многомерную модель молодежи с учетом ее интегративных признаков как целостной группы, прежде всего по общности социально-психологических качеств молодежи, таких как:
бескорыстие и отзывчивость молодого человека, не обремененного еще излишне рациональным подходом к окружающему миру;
особая эмоциональная восприимчивость, наивно – восторженная реакция, романтический настрой, но и вытекающая отсюда повышенная обидчивость, ранимость;
стремление к идеалу, вера в собственные силы и возможность многое изменить, вера в любовь и счастье;
стремление к максимальному проявлению сил, самоотдача в расчете на авторитет и положительную оценку окружающих.
На молодой возраст приходится 90% первых браков и до 30 лет рождаются все запланированные дети.
Социология молодежи – отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, процесс социальной преемственности, образ жизни, социальную мобильность. То есть молодежь рассматривается как объект воспитания и субъект становления.
Социология молодежи ставит конкретные задачи выявлять:
- специфические особенности молодежи как социально-демографической группы;
- изменения в ней в определенных исторических условиях;
- ее функции и сферы жизни;
- особенности сознания и поведения.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля