logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

1. Основные особенности и направления русской социологической мысли

Национальные традиции и специфика российской социологии:

1) в русской культуре и традициях русского освободительного движения;

2) в развитии капитализма в России;

3) во взаимосвязи с европейской культурой. Российская социология - ее интегральная часть, испытывала на себе влияние Конта, Спенсера, Вебера, Дюркгейма, Маркса и сама вносила свой оригинальный вклад в западноевропейскую социологию.

В развитии социологической мысли в России обычно выделяют четыре основных этапа: с середины XIX века до 1918 г.; с начала 20 г.г. XX века до конца 50-х г.г.; с начала 60-х г.г. до начала 90-х г.г.; с начала 90-х г.г. XX века до наших дней.

Первый этап – этап институционализации социологии (становления как самостоятельной науки). В 1908 г. в Петербурге открыта первая российская кафедра социологии при психоневрологическом Институте, в 1912 г. – социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета. В 1916 г. создается Русское социологическое общество имени М. Ковалевского.

Как и на Западе, в российской социологии преобладает редукционизм (сведение к простому, упрощение) и натурализм. При этом причиной общественных отношений считается психика человека.

Одним из заметных направлений на этом этапе является субъективная социология (Петр Лаврович Лавров – 1823-1900; Николай Константинович Михайловский – 1842-1904). В центре внимания субъективных социологов разработка учения об обществе, выявление закономерностей его развития, теория общественного прогресса. Сущность общественного развития ими виделась в переработке традиционных застойных общественных форм в цивилизацию с гибкими динамичными структурами и отношениями. У субъективных социологов сознательное историческое движение – цивилизация осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Критически мыслящая, творческая личность не только главная движущая сила общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание условий для всестороннего развития («разнородности») личности. По мнению представителей этого направления, углубление социальной дифференциации и разделения труда превращает личность в придаток общественного механизма.

Полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма с его идеалами свободы, равенства, справедливости. Но путь к нему России они видели через некапиталистическое развитие, преобразование общинных артелей.

Субъективные социологи различали природные (закономерные, повторяющиеся явления) и общественные (неповторимые, индивидуальные). Отсюда их социологический субъективный метод познания, где за критерий истины и сравнения берется позиция нормального человека в благоприятных условиях развития. Она отражает интересы трудящегося большинства.

Заметным направлением была социология марксизма. Она представлена ортодоксальным марксизмом (Георгий Валентинович Плеханов - 1856-1918 и Владимир Ильич Ленин - 1870-1924) и легальным марксизмом (Петр Бернгардович Струве - 1870-1944, Михаил Иванович Туган-Барановский - 1865-1919, Николай Александрович Бердяев - 1874-1948). Марксисты главное видели в раскрытии закономерностей перехода от частной к общественной собственности. Они утверждали, что политические взгляды и социальные отношения общества базируются на экономических отношениях; экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику; государство – продукт классовых противоречий и защищает интересы господствующего класса. С исчезновением классов исчезнет и государство.

Представители ортодоксального марксизма – большевики осуществили в 1917 году революцию в России и пришли к власти. Представители легального марксизма – либеральная интеллигенция разочаровались в нем после поражения первой русской революции 1905-1907 г.г.

Экономическое направление (Петр Бернгардович Струве – 1870-1944) в российской социологии обращало внимание на:

Историческое направление русской социологии представлял Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Он обосновал теорию культурно-исторических типов, утверждал, что каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии (этапы): возникновение – возмужание – дряхление – гибель.

Заметным было и психологическое направление (Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Николай Иванович Кареев (1850-1931)). Оно опиралось на позитивизм Конта, рассматривало формы и мотивы участия индивида в общественной жизни, связывало социальные явления с фактами сознания.

Плюралистическое направление (Максим Максимович Ковалевский - 1851-1916), в противовес экономическому детерминизму марксистов в объяснениях социальных явлений наряду с экономическими факторами учитывало влияние на общество географического, биологического, психологического факторов. Ковалевский использовал сравнительный метод анализа развития различных народов. Основным законом общественного развития считал социальный прогресс как расширение сфер солидарности и единства людей. Нормальный исторический процесс основан на гармонии всех сторон общества. Если она нарушена, появляется почва для революции. Государство должно способствовать гармонии труда и капитала и все конфликты решать мирным путем. Ковалевский активно продолжал идеи позитивизма.

Второй этап развития социологической мысли в России отличается продолжением становления социологии как самостоятельного института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах открыты кафедры социологии. При факультете общественных наук Петроградского университета создано социологическое отделение. Его возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – крупный ученый отечественной и мировой социологии.

В 20-е гг. в российской социологии имеют место разные точки зрения:

1) большое влияние немарксистской социологии;

2) также большое влияние тех, кто выступал за социализм, революционные изменения (Ленин, Лавров);

3) было и отождествление социологии и исторического материализма – раздела марксистко-ленинской философии об обществе (Бухарин Николай Иванович - 1888-1938);

4) развитие отдельных отраслей социологического знания – социологии труда, быта, искусства и т.п.

5) сложилось и антисоциологическое направление, его представители отрицали право социологии на самостоятельное существование.

Но в 30-е г.г. XX века марксизм в СССР стал господствующей идеологией. Социология отождествлена с историческим материализмом, а конкретные эмпирические исследования по выявлению проблем общественного развития были не нужны и не проводились до 60-х г.г.

Третий этап. Возрождение социологии как науки с начала 60-х г.г. с «хрущевской оттепели». В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. – Институт конкретных социологических исследований АН СССР. В вузах создаются факультеты и кафедры социологии. С 1974 г. издается специализированный журнал «Социологические исследования». С середины 60-х г.г. развиваются исследования в различных отраслях промышленности, так называемая «заводская социология». В 1991 г. образован институт социологии РАН, а в 1992 г. – российская социологическая ассоциация.

Четвертый этап. К 1990 году налицо кризис советского общества и кризис социологии. В начале 1990-х гг. произошли радикальные изменения в российской социологии. Она освободилась от гегемонии марксистского метода. Не стало запретных тем и сфер. В стране сформировался рынок социологических услуг, созданы негосударственные социологические учреждения, десятки фирм специализируются на изучении спроса и предложения, организации предвыборных кампаний, управленческом консультировании.

Сложился предпринимательский стиль социологической работы даже в государственных научных и учебных заведениях. Это было следствием рынка и сокращения государственного бюджетного финансирования. Издается довольно обширная социологическая периодика и литература.

Тематика исследований в значительной степени связана с вопросами социально-экономического реформирования России и прежде всего проблемами власти, распределения доходов, бедности и богатства, положения элиты, ситуации в регионах, этническими конфликтами. Десятки студентов и аспирантов получили возможность учиться в европейских и американских университетах. Начался процесс интеграции российской социологии в мировую науку.

В российской социологии идет диверсификация. Возникло множество центров, занятых сбором, анализом информации. Но академическая социология оказалась в неопределенном положении. Ей и не стать на ноги без государственной поддержки.