1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
Национальные традиции и специфика российской социологии:
1) в русской культуре и традициях русского освободительного движения;
2) в развитии капитализма в России;
3) во взаимосвязи с европейской культурой. Российская социология - ее интегральная часть, испытывала на себе влияние Конта, Спенсера, Вебера, Дюркгейма, Маркса и сама вносила свой оригинальный вклад в западноевропейскую социологию.
В развитии социологической мысли в России обычно выделяют четыре основных этапа: с середины XIX века до 1918 г.; с начала 20 г.г. XX века до конца 50-х г.г.; с начала 60-х г.г. до начала 90-х г.г.; с начала 90-х г.г. XX века до наших дней.
Первый этап – этап институционализации социологии (становления как самостоятельной науки). В 1908 г. в Петербурге открыта первая российская кафедра социологии при психоневрологическом Институте, в 1912 г. – социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета. В 1916 г. создается Русское социологическое общество имени М. Ковалевского.
Как и на Западе, в российской социологии преобладает редукционизм (сведение к простому, упрощение) и натурализм. При этом причиной общественных отношений считается психика человека.
Одним из заметных направлений на этом этапе является субъективная социология (Петр Лаврович Лавров – 1823-1900; Николай Константинович Михайловский – 1842-1904). В центре внимания субъективных социологов разработка учения об обществе, выявление закономерностей его развития, теория общественного прогресса. Сущность общественного развития ими виделась в переработке традиционных застойных общественных форм в цивилизацию с гибкими динамичными структурами и отношениями. У субъективных социологов сознательное историческое движение – цивилизация осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Критически мыслящая, творческая личность не только главная движущая сила общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание условий для всестороннего развития («разнородности») личности. По мнению представителей этого направления, углубление социальной дифференциации и разделения труда превращает личность в придаток общественного механизма.
Полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма с его идеалами свободы, равенства, справедливости. Но путь к нему России они видели через некапиталистическое развитие, преобразование общинных артелей.
Субъективные социологи различали природные (закономерные, повторяющиеся явления) и общественные (неповторимые, индивидуальные). Отсюда их социологический субъективный метод познания, где за критерий истины и сравнения берется позиция нормального человека в благоприятных условиях развития. Она отражает интересы трудящегося большинства.
Заметным направлением была социология марксизма. Она представлена ортодоксальным марксизмом (Георгий Валентинович Плеханов - 1856-1918 и Владимир Ильич Ленин - 1870-1924) и легальным марксизмом (Петр Бернгардович Струве - 1870-1944, Михаил Иванович Туган-Барановский - 1865-1919, Николай Александрович Бердяев - 1874-1948). Марксисты главное видели в раскрытии закономерностей перехода от частной к общественной собственности. Они утверждали, что политические взгляды и социальные отношения общества базируются на экономических отношениях; экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику; государство – продукт классовых противоречий и защищает интересы господствующего класса. С исчезновением классов исчезнет и государство.
Представители ортодоксального марксизма – большевики осуществили в 1917 году революцию в России и пришли к власти. Представители легального марксизма – либеральная интеллигенция разочаровались в нем после поражения первой русской революции 1905-1907 г.г.
Экономическое направление (Петр Бернгардович Струве – 1870-1944) в российской социологии обращало внимание на:
наличие социальной дифференциации общества;
четкую взаимосвязь экономического и социального развития;
на появление широкого среднего класса в ходе развития капитализма, усовершенствование системы образования, развитие промышленности и определенной социальной уравновешенности общества. Диктатура же пролетариата ведет к пагубным последствиям.
Историческое направление русской социологии представлял Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Он обосновал теорию культурно-исторических типов, утверждал, что каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии (этапы): возникновение – возмужание – дряхление – гибель.
Заметным было и психологическое направление (Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Николай Иванович Кареев (1850-1931)). Оно опиралось на позитивизм Конта, рассматривало формы и мотивы участия индивида в общественной жизни, связывало социальные явления с фактами сознания.
Плюралистическое направление (Максим Максимович Ковалевский - 1851-1916), в противовес экономическому детерминизму марксистов в объяснениях социальных явлений наряду с экономическими факторами учитывало влияние на общество географического, биологического, психологического факторов. Ковалевский использовал сравнительный метод анализа развития различных народов. Основным законом общественного развития считал социальный прогресс как расширение сфер солидарности и единства людей. Нормальный исторический процесс основан на гармонии всех сторон общества. Если она нарушена, появляется почва для революции. Государство должно способствовать гармонии труда и капитала и все конфликты решать мирным путем. Ковалевский активно продолжал идеи позитивизма.
Второй этап развития социологической мысли в России отличается продолжением становления социологии как самостоятельного института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах открыты кафедры социологии. При факультете общественных наук Петроградского университета создано социологическое отделение. Его возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – крупный ученый отечественной и мировой социологии.
В 20-е гг. в российской социологии имеют место разные точки зрения:
1) большое влияние немарксистской социологии;
2) также большое влияние тех, кто выступал за социализм, революционные изменения (Ленин, Лавров);
3) было и отождествление социологии и исторического материализма – раздела марксистко-ленинской философии об обществе (Бухарин Николай Иванович - 1888-1938);
4) развитие отдельных отраслей социологического знания – социологии труда, быта, искусства и т.п.
5) сложилось и антисоциологическое направление, его представители отрицали право социологии на самостоятельное существование.
Но в 30-е г.г. XX века марксизм в СССР стал господствующей идеологией. Социология отождествлена с историческим материализмом, а конкретные эмпирические исследования по выявлению проблем общественного развития были не нужны и не проводились до 60-х г.г.
Третий этап. Возрождение социологии как науки с начала 60-х г.г. с «хрущевской оттепели». В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. – Институт конкретных социологических исследований АН СССР. В вузах создаются факультеты и кафедры социологии. С 1974 г. издается специализированный журнал «Социологические исследования». С середины 60-х г.г. развиваются исследования в различных отраслях промышленности, так называемая «заводская социология». В 1991 г. образован институт социологии РАН, а в 1992 г. – российская социологическая ассоциация.
Четвертый этап. К 1990 году налицо кризис советского общества и кризис социологии. В начале 1990-х гг. произошли радикальные изменения в российской социологии. Она освободилась от гегемонии марксистского метода. Не стало запретных тем и сфер. В стране сформировался рынок социологических услуг, созданы негосударственные социологические учреждения, десятки фирм специализируются на изучении спроса и предложения, организации предвыборных кампаний, управленческом консультировании.
Сложился предпринимательский стиль социологической работы даже в государственных научных и учебных заведениях. Это было следствием рынка и сокращения государственного бюджетного финансирования. Издается довольно обширная социологическая периодика и литература.
Тематика исследований в значительной степени связана с вопросами социально-экономического реформирования России и прежде всего проблемами власти, распределения доходов, бедности и богатства, положения элиты, ситуации в регионах, этническими конфликтами. Десятки студентов и аспирантов получили возможность учиться в европейских и американских университетах. Начался процесс интеграции российской социологии в мировую науку.
В российской социологии идет диверсификация. Возникло множество центров, занятых сбором, анализом информации. Но академическая социология оказалась в неопределенном положении. Ей и не стать на ноги без государственной поддержки.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля