2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
Среди таких прежде всего назовем проблему разводов. В обществе обычно создается механизм, регулирующий ситуацию с неудавшимися браками. По мере того как общество признает права граждан выбирать себе брачных партнеров, возможности прекратить брак тоже возрастают. В развитых индустриальных обществах частота разводов обычно выше, чем в аграрных, традиционных.
Демографические факторы разводов:
- возраст вступления в брак: частота разводов наименьшая при заключении браков в возрастах модальных для этого события; частота разводов повышается с увеличением возраста женщины при замужестве. Средний возраст вступления в первый брак в развитых странах 25-30 лет. Причем, для мужчин на два года больше, чем для женщин. В России средний возраст вступления в первый брак 21,7 года для женщины, 24,4 года для мужчин;
- большая разница в возрасте супругов. Социологи обычно связывают факторы, стабилизирующие семью, со способностью супругов к адаптации и конформности, с характером их потребностей, интересов и выполняемых ролей.
Социальные факторы риска разводов: первая группа связана с личностями, вступающих в брак и их происхождением, влиянием родительского дома, социально-демографическими признаками, физическим и умственным здоровьем. Наиболее значимы происхождение из неполных семей и пример разведенных родителей.
Вторая группа связана с первичной совместимостью пары, условиями знакомства, характером предбрачного периода, мотивацией брака. Более значимы здесь несоответствие возраста супругов, неодобрение родителей, слабая мотивированность брака.
Третья группа социальных факторов разводов появляется в течение совместной жизни. Это экономические, жилищные условия, несоответствие ролевых ожиданий, их реализации (вторичная несовместимость, неадекватность поведения, семейные конфликты, сексуальная дисгармония, алкоголизм). Более значимы из них отсутствие отдельного жилища, злоупотребление алкоголем, несправедливое распределение домашних обязанностей, недооценка различия интересов.
С точки зрения последствий развода социологи изучают: 1) положение мужа, жены, ребенка; 2) их здоровье, материальное положение; 3) как меняются функции семьи, особенно социализация; 4) отношение к вступлению в новый брак, к возвращению в покинутую семью; 5) в каком браке – прежнем или повторном более счастливы.
Социологи США считают, что тезис о том, что высокий уровень разводов угрожает существованию института семьи, неверен. Юридический развод и прекращение брака – не одно и тоже. Статистика не отражает достоверно эти процессы. Прочность семейных и родственных связей сохраняется и при высоком уровне разводов. С увеличением юридических разводов растет и число повторных браков. Влияние распада на детей преувеличено, так как большинство разведенных бездетны.
Еще одна проблема - одиночество. Его причины:
1) Распад брака в результате развода. Коренная ломка привычного образа жизни вызывает массу проблем. Одиночество приносит страданий больше, чем жизнь в семье. У холостяка неупорядоченное, безалаберное существование, излишества, дурные привычки. Одиночество убивает медленно и верно и больше мужчин, чем женщин.
2) Овдовение, смерть одного из супругов. Овдовевшие не отличаются от холостых ничем, кроме даже более высокой смертностью. Риск овдовения возникает в 69-70 лет, т.е. через 45-50 лет брака. Структура причин одиночества: 23% - смерть жены, 53% - смерть мужа, 24% - развод.
3) Нуклеаризация семей – т.е. выделение взрослых детей из родительской семьи.
Одинокие составляют 10 – 15% в населении развитых стран, 70% из них пожилые женщины.
Еще одна социальная проблема - семьи, возглавляемые женщиной (монородительские). Они появляются в результате разводов и внебрачных рождений. Их 12 – 15% среди всех семей. В США есть тенденция роста «отцовских» семей. Исследования показывают, что социально-экономические условия жизни неполных семей существенно хуже, чем полных. Говорят и о воспитательной ущербности материнской семьи. Но отсутствие отца влияет прямо не на ребенка, а на экономический и социальный статус, поведение матери, на ее взгляды и психическое здоровье. И уже через нее на ребенка.
Проблемой являются и повторные браки (вторичные семьи), другие формы семьи. В США например 75% разведенных женщин и 80% разведенных мужчин снова вступают в брак. Наибольшая доля повторных браков в первые годы после прекращения брака. Но фактическое начало второго брака может не следовать за разводом, а предшествовать ему. При этом основные проблемы первого брака: незрелость, неподготовленность к браку, сексуальная дисгармония, дети и финансовые трудности. В повторном браке на первом месте – дети и финансовые трудности.
Распространено представление о «злой мачехе». Но это - миф. 64% опрошенных назвали отношения детей и неродной матери прекрасными. Хотя проблема здесь есть, но она связана с детьми – подростками.
Весьма распространено в наши дни сожительство (незарегистрированные брачные союзы). Некоторые даже считают их угрозой институту семьи. Для молодых людей – это этап в выборе брачного партнера (пробный брак). Для уже состоявших в браке может быть альтернативой зарегистрированному браку (сохранение льгот, пособий, алиментов, уход от правовых осложнений).
Рост числа свободных союзов сопровождается и ростом числа рожденных в них детей. Но и растет число детей, рожденных в союзах, которые распадаются, не дожив до брака.
Социология семьи помогает объяснить социальные перемены в обществе:
- высокий уровень разводов ведет к повышению доли «осколочных» семей с детьми;
- некоторая часть супружеских пар откладывает рождение ребенка или остается бездетными;
- растет число нетрадиционных семей: одиноких, незамужних матерей, взрослых людей, не связанных узами родства;
- недостаточный воспитательный потенциал семьи;
- двойная нагрузка женщин.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля