2. Проблемы социальной мобильности.
Характер мобильности в разных обществах и группах зависит от их структуры. В одних обществах социальная структура препятствует социальной мобильности, в других свободно допускает как социальные подъемы, так и падения. В открытых классовых обществах каждый может подниматься и опускаться по статусам на основе собственных усилий и способностей.
В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения и никакие его усилия не дадут ему возможность ни подняться, ни опуститься. Открытое и закрытое общества в чистом виде в реальной жизни не существуют. Однако, есть социальные структуры близко к ним стоящие. Так, близко к закрытому было кастовое общество в Древней Индии. Касты относятся к социальным системам, где позиции индивидов основаны на происхождении, исключена всякая возможность их изменения, невозможны браки между представителями различных каст. Эти правила закрепляются с помощью религии.
Современные общества не могут быть организованы по кастовому типу из-за потребности в квалификационных и компетентных исполнителях, в менеджерах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами. Но в современных обществах существует элита – верхний слой социальный структуры, имеющий преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении образования и куда доступ всегда ограничен.
Доступность путей социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества. Изменение социального статуса часто связано с проблемой вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом и проблемой взаимодействия с представителями новой социальной среды. Как решать такие проблемы?
Во-первых, изменять образ жизни. Не только зарабатывать и тратить большие деньги, надо принять новый материальный стандарт, соответствующий новому социальному слою, где свои квартира, книги, телевизор, машина и т.д.
Во-вторых, развивать типичное статусное поведение, т.е. усвоить образцы поведения нового слоя настолько, чтобы следовать им без усилий. Здесь свои одежда, речь, проведение досуга и т.п.
В третьих, изменить социальное окружение, налаживать контакты с представителями нового социального слоя. «Быть принятым» здесь, стать своим.
В четвертых, вступить в брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена – он лучший способ преодоления социальных барьеров, позволяет раскрыть способности и таланты, дает материальное благополучие и возможность быстрого подъема в самые высокие слои, минуя несколько статусных уровней. Такой брак разрешает проблемы статусного окружения и освоения культуры нового слоя. Но все это, если индивид готов войти в новый круг.
Есть общественная необходимость притока в современном обществе на ключевые позиции лучших сил из всех социальных слоев. Для этого общество должно быть открытой классовой системой. Но это порождает и ряд проблем для индивида:
Во-первых, статусной нестабильности. Дает шанс подняться и порождает страх социального падения. Индивид не может порицать общество за свой низкий статус, берет всю ответственность на себя. Социологами установлено, что статусное беспокойство в Западной Европе и Америке традиционно в большей степени проявляет средний класс. В России – руководители среднего и низшего уровней в системе управления. В современном обществе часть людей могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие могут быть деморализованы и находить утешение в вине, наркотиках, сексе, других развлечениях; часть защищают свой статус, создавая институты, ограничивающие вертикальную социальной мобильность (профсоюзы, союзы предпринимателей, общества актеров, юристов и т.п.). Тому же служат научные степени, звания или требования к здоровью в отдельных отраслях деятельности.
Во-вторых, у индивида возникает напряжение при принятии новых социальных ролей. Восходящая социальная мобильность приводит не только к новым благам и привилегиям, но и возлагает большую ответственность и ограничения. Т.е. с новой должностью нервная дрожь и стрессы, плюс освоение новой субкультуры тоже нелегкое дело.
В третьих, разрыв связей в первичных группах. Если из семьи рабочих ребенок переходит в творческую интеллигенцию, то он и его родители будут в разных субкультурах. Между ними может оказаться пропасть.
Нисходящая мобильность может порождать еще больше проблем. Происходит распад семей часто по причине разных статусов супругов. Рабочий становится мастером и дружеские связи его прекращаются. То есть социальная мобильность – противоречивый процесс.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля