1. Общественное мнение как социальный институт
Общественное мнение рассматривается прежде всего как совокупное суждение, оценка различных социальных общностей тех или иных событий. Другими словами, общественное мнение – это состояние массового сознания, отношение общностей к актуальным проблемам, явлениям. Оно есть в коллективе, у социального класса, этнической группы, общества в целом. Общественное мнение как проявление массового сознания связано со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правом, религией, наукой и обыденной жизнью, обыденным сознанием).
Общественное мнение – это и политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти. Общественное мнение как реальная политическая и социальная сила, во-первых, влияет на принятие или отмену решений, во-вторых, заставляет подавать в отставку руководителей – влияет на формирование органов власти, в-третьих, формирование общественного мнения выступает фактором реализации политики. Ленин, например, отмечал: «Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами» (ПСС, т. 34, с. 332); в-четвертых, есть и манипулирование общественным мнением, живут мифы, слухи, выдаваемые за общественное мнение.
Как таковое общественное мнение существует во все исторические эпохи. Но сам термин появился в Англии в XII веке («public opinion») и с конца XVIII века стал общепринятым. Развитие общественного мнения коррелируется с демократизацией общества – при переходе к авторитарному затухает. Тоталитаризм предельно ограничивает возможности социальных общностей выступать в качестве субъектов исторического действия. Народ отвергнут от управления. Здесь или всеобщее одобрение, или безмолвие. В годы тоталитаризма общественного мнения не существовало, была лишь точка зрения руководства КПСС, выдаваемая за общественное мнение (40-50-е гг.). То есть общественного мнения не было как политического института, но было как совокупное суждение, состояние массового сознания. Примером действенности общественного мнения, силы его воздействия может быть судьба проекта переброски на юг стока северных рек. В конце 80-х гг. XX века в России против научных институтов, министерств сначала поднялась небольшая группа интеллигенции, затем телевидение и пресса. Это вызвало общественное движение и привело к государственному решению о прекращении проекта.
Общественное мнение изучают, сведения публикуют, его формируют и прогнозируют. И такой подход к нему неслучаен.
Во-первых, общественное мнение связано со своим носителем – массами людей, а значит, с их потребностями и интересами. И чем больше эта масса, тем больше авторитет и действенность общественного мнения, тем больше с ним считаются. Субъект общественного мнения – группа, общество. Но включенность в него той или иной группы зависит от значимости мнения группы.
Во-вторых, общественное мнение работает в каждой (во всех) сферах общественной жизни. В политике оно как форма демократии, народовластия, самоуправления, что проявляется, например, на референдумах. В этом качестве оно приобретает статус средства управления социальными процессами. В экономике общественное мнение оценивает положение дел, мобилизует людей на решение экономических задач. В социальной сфере выражает социальную справедливость. В нравственности поддерживает и формирует образцы и нормы поведения.
В-третьих, общественное мнение обладает возможностью психологически стимулировать поведение и действия людей. Они сначала сообща переживают, анализируют события, соотносят их со своими представлениями и опытом. Это запечатляется в массовом сознании, общественном мнении, которое потом поддерживает или тормозит идеи и действия.
В-четвертых, диапазон проявления общественного мнения расширяется с ростом культуры, информированности и образованности людей.
Но роль общественного мнения в жизни общества во многом зависит от того, как оно изучается, учитывается, формируется. То есть, насколько здесь проявляется научный подход. Более того, общественное мнение все больше выходит за национальные рамки.
Общественное мнение становится мировым с присущими ему функциями: 1) оценочная (проблемы человечества, приоритеты), 2) контрольная (моральные санкции), 3) защитная (отстаивание общечеловеческих интересов), 4) коммуникативная, 5) регулятивная.
В ходе своего развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования, развития. Активность функционирования общественного мнения определяется социальными условиями (развитием производительных сил и производственных отношений, культуры общества) и развитием демократических институтов, свобод.
В XVIII веке под общественным мнением понимали публичное выражение личных мнений социальной элиты (она с капиталом претендовала на участие в управлении). В XIX веке общественное мнение проявляет себя уже как народное, но еще через избранных представителей – элиту. И только в ХХ веке, когда регулярно проводятся опросы общественного мнения, а грамотность стала признаком всех слоев населения, общественное мнение стало реальностью политической жизни.
Характерные черты общественного мнения следующие:
1) оценочный характер суждений в зависимости от идеологии, взглядов. В нем выражается отношение социальной общности к явлению действительности. На оценку влияет знание явления или степень информированности о нем, мнение о явлении других (одобряют или осуждают) людей, общностей, традиции и мнение лидера.
С точки зрения содержания суждений общественное мнение может быть:
- аналитическим, когда вскрываются причины и следствия,
- конструктивным, когда даются предложения,
- нормативным, когда что-то разрешается или запрещается, т.е. оно регулятор отношений.
2) политизированность. В общественном мнении выражаются интересы людей. Оно полиструктурно, так как в нем присутствуют все оттенки и позиции, которые реально существуют в обществе. Политизированность общественного мнения при этом характеризуется зыбкостью, открытостью, широтой и плюрализмом.
3) степень общности или психических и эмоциональных проявлений. Считалось, что общественное мнение при социализме выступает как «единодушное суждение народа» (А.К. Уледов) или как суждение «разделяемое большинством» (Б.А. Еруков). Но морально-политическое единство (или одинаковая оценка всеми) – не более, чем один из мифов социализма.
Степень общности общественного мнения зависит от того, по коренным или частным проблемам оно складывается. В реальной жизни сталкиваемся с морем мнений различных социальных общностей и коллективов, групп. Их мнение общественное в отличие от индивидуального мнения одного человека. И мнение любой социальной общности всегда общественное независимо от того за или против, большинство или меньшинство его высказывают (заметим, мнение меньшинства тоже общественное мнение).
Различают еще общее во мнениях людей и общественное мнение. В час пик тысячи людей не могут уехать на работу, недовольны. Это общее, но не общественное мнение. Общее мнение становится общественным, когда социальная общность становится субъектом социального действия, то есть проявляет и выражает себя.
4) волевой потенциал. Общественное мнение занимает определенную позицию, проявляет отношение к власти. Общественное мнение дает совет относительно путей, способов разрешения различных проблем. Обладая волевым потенциалом, общественное мнение выносит решения на референдумах, при выборах органов государственной власти, президента. Для проявления волевого потенциала общественное мнение общности должно узакониться, оформиться организационно и политически, то есть стать политическим институтом.
5) эмоциональность или общественное настроение. С него общественное мнение начинается. Начальная ступень общественного мнения – эмоциональный отклик людей на происшествие, событие.
6) распространенность. Общественное мнение действует практически во всех сферах общества. Однако есть естественные границы образования общественного мнения, которые оно никогда не переступает. Это те явления и события, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью. При этом в общественном мнении могут быть расхождения в оценках, то есть мнения общностей могут быть дискуссионными. Но в основе общественного мнения лежит коллективный, общий интерес. Еще Г.В. Плеханов – русский марксист отмечал, что безразличие не может служить основанием для вынесения оценочного суждения. Только то, что глубоко затрагивает интересы людей, существенно для их жизни и борьбы может быть и стать объектом общественного мнения, тем, по поводу чего оно складывается.
Есть и искусственные границы функционирования общественного мнения. Они определяются объемом открытой, доступной информации.
7) стабильность. Общественное мнение – динамичная часть общественного сознания. Оно наиболее подвержено изменению, хотя и отличается консервативностью. Общественное мнение формирует устойчивые стереотипы поведения людей на некоторый промежуток времени. Устойчивость вытекает из общественных потребностей и интересов, которые, как правило, имеют долговременный характер. Кроме того, общественное мнение кристаллизуется в виде обычаев, традиций. На общественное мнение серьезное воздействие оказывают убеждения человека. Они – фундамент мнения и поведения.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля