3. Малые группы и коллективы.
Малые социальные группы (от 2 до 15 человек) – основной объект социологического исследования. Характерными их чертами являются:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов группы;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм, образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
То есть малую группу отличает личный устойчивый контакт, общение, взаимодействие.
Как реальная совокупность индивидов, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Только в 60-х г.г. прошлого века возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры. Современное представление о малой группе – малочисленная по составу. Ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом. Это является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Примерами малой группы является семья, производственная бригада, школа, класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических, антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники. По данным социально-психологических исследований наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек.
Различают малые группы формальные и неформальные. В формальной малой группе положение и поведение отдельных членов строго регламентируется официальными правилами организации и социальными инструментами. Для нее характерно разделение функций, безличность и договорность отношений одной, строго определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций, низкой зависимостью от традиций. Формальная группа – объективное социальное образование, элемент социальной структуры: семья, производственная бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т.д.
Структура формальной группы и типы ее поведения определяются группой большего масштаба или обществом в целом. Межличностные отношения в формальных группах складываются внутри установленных официальных рамок. Авторитет определяется должностью, а не личностными качествами.
Неформальная группа возникает в рамках формальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов и взаимных симпатий. Социальные отношения здесь относительно независимы от социальных структур, нечетко выражена цель групповой деятельности, контроль неформальный, зависит от традиций и осознанности группового членства. Часто неформальную группу называют группой по интересам. В ее основе чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация.
Неформальная группа может образовываться как в рамках формальной группы, так и вне ее (неформалы среди молодежи – друзья, подростки, сверстники и в политической жизни). Контакты членов носят ярко выраженный личностный характер. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет неформального лидера, контроль осуществляется с помощью неформальных норм и традиций.
Малая группа принимает множество форм до сложных, многоярусных. Однако исходных форм всего две – диада и триада. Диада – это группа из двух человек. У них формируются устойчивые межличностные отношения на чувствах любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания. Эмоциональная привязанность заставляет влюбленных бережно относиться друг к другу, т.е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он сделал тебе. Исходный закон межличностных отношений в диаде – эквивалентность обмена и взаимность. Но в больших группах, скажем, в коммерческой организации начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает. Но диада – непрочное объединение. С охлаждением чувств любовная пара распадается.
Триада – активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. С ним трудно бороться в одиночку. В триаде и зарождается феномен большинства, она более стабильна, в ней лучше разделение труда. Но здесь попеременно меняются ролями и, в результате никто не доминирует, больше независимость индивидов.
Взаимодействие членов групп между собой называется групповой динамикой. К ее процессам относятся руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и др.
Из важнейших проблем в группах можно выделить:
Коммуникационные связи – это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение, а показатель физической и социальной близости индивидов. Не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы, часть из них отрицательно сказывается на ее сплоченности.
Лидерство в группах. В каждой группе складывается система социальных ролей, причем она постоянно меняется по содержанию ролей и их значимости, по отношению ролей к другим ролям. Более значимые роли лидеров, проявления индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы или в силу обладания более высоким формальным статусом.
Исключительные качества делают индивида лидером, если его деятельность ведет к повышению эффективности деятельности группы в целом. Авторитет лидера базируется на признании коллективом его деловых и личностных качеств. Одна из его черт – быть новатором, изменять субкультуру группы.
Высшим уровнем развития группы и видом социальной организации является коллектив. Для него характерны высокая сплоченность, контактность; единство ценностно-нормативной ориентации; глубокая идентификация (осознание принадлежности к группе); ответственность за результаты совместной групповой деятельности.
Выделяют первичный производственный коллектив – группу работников низового подразделения предприятия. Она выполняет взаимосвязанные операции; объединена непосредственными, устойчивыми личными контактами; неделима далее. Это коллективы участков, бригад, смен, отделов предприятия. Такие коллективы создаются по организационно-производственному признаку для выполнения определенной задачи.
В структуре первичного производственного коллектива выделяются лидерская группа (или лидер, руководство); ядро (те, кто уже стабилизировался и авторитетны) и периферийная часть (кто недавно, у кого это сквозной этап – летуны и т.д.).
Есть еще трудовой коллектив – основная экономическая, социальная и политическая ячейка общества, разновидность социальных институтов и социальных общностей. Его главная цель – производство материальных и других благ.
Социология изучает:
- этапы и критерии социальной зрелости коллектива;
- социально-демографическую и профессионально-квалификационную структуру работников;
- взаимосвязь формальной и неформальной организации;
- отношение к труду и способы его стимулирования;
- социально-ролевую структуру взаимоотношений людей;
- социальное планирование развития трудового коллектива;
- социальное управление;
- деятельность заводских социологов.
Трудовой коллектив необходимо рассматривать в единстве двух его сторон: как социальную общность и как социальную организацию. Это вытекает из двойственного характера труда. С одной стороны, он всеобщая обязанность каждого работать на благо всех. И жестко регламентируется на основе норм, санкций. С другой стороны, человек обладает правом на труд (добровольностью, свободой). Это проявляется в сфере межличностных, неформальных отношений.
Как социальная организация, трудовой коллектив – это разновидность общественного института, как социальная общность – элемент социальной структуры общества. Каждый коллектив выполняет определенные функции. Среди них можно выделить производственную, организационную, воспитательную, управленческую и другие.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля