logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

Эволюционная концепция Герберта Спенсера.

Во второй половине XIX века ряд течений социальной мысли ищут критерии общественной жизни вне ее, в естественных, биологических факторах развития. Этому активно способствовали достижения естествознания. Возник, так называемый, натурализм в социологии. Он опирался на методы и познавательные средства естественных наук и на представления о единстве законов истории природы и человека.

Натуралистическая ориентация в социологии прежде всего связана с английским социологом - позитивистом Гербертом Спенсером (1820-1903). Его учение получило название «социальный дарвинизм». Он базируется на двух положениях, заимствованных у Чарльза Дарвина: понимании общества как организма и идее социальной эволюции. Общество по существу копирует и воспроизводит живой организм, отсюда для него характерны биологические законы. Последние Спенсер пытается применять к обществу. Дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рассматривается в его социальном проявлении как закон классовой борьбы.

Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к своеобразной характеристике элементов структуры социальной системы. Так, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, торговля – кровообращения. Армия – это кожный (защитный) покров, транспорт – сосуды и т.д. Чем более развит такой организм, тем более сложен. Каждая из его подсистем, структур выполняет определенные функции. Тем самым Спенсер заложил основы структурного функционализма и системного анализа.

Такие понятия как система, функции, структура, институт впервые ввел в социологию именно Спенсер. Он выделил и типы социальных институтов, их интеграцию и дифференциацию, использовал эволюционизм в качестве метода социологии. Эволюция для английского социолога – универсальный процесс. Он позволяет объяснить все изменения как природы, так и общества, личностей.

По степени интеграции Спенсер различал простые и сложные общества. Он располагал общества между двумя полюсами: военные общества и индустриальные общества. В военных обществах осуществляется жестокое принуждение, а в индустриальных контроль и централизация слабее. Развитие идет по пути от военных к индустриальным обществам.

Спенсер выделял три фазы «большой эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую. Они плавно переходят друг в друга. Социальная эволюция – часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность. Такая деятельность превышает возможности любых индивидуальных действий. Поначалу социальное вырастает из простого сложения индивидуальных усилий, но потом, по мере роста размеров и сложности обществ, приобретает собственный характер.

Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных религиозных трактовок общественных проблем, но отождествлял социальное и природное. Спенсер увидел сходство между природой и обществом, но не различия между ними. Наличие у индивида сознания не позволяет рассматривать общество просто как организм. Также не применима к обществу и идея социального дарвинизма о борьбе за существование как движущей силе развития. Общество тем и отличается от природы, что биологическую борьбу за существование превращает в его социальное обеспечение посредством производства.