logo
Учебное пособие по социологии к печати (2)

Основные понятия, используемые в исследовании по дво

ИНВАЛИД – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).1

ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ – это люди, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к особым нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. Близким, но не тождественным понятием выступает понятие инвалидности.2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ – социальные условия, затрудняющие доступ к образованию определенным социальным группам и являющиеся механизмами соц. дифференциации.3

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ориентировано на подготовку специалистов, труд которых предполагает управление сложными техническими комплексами, организацию действий людей, диагностику состояния процессов и конструирование систем, технологий, направлен на создание и передачу информации, культурных образцов. Основу подготовки специалистов с высшей квалификацией составляют широкая теоретическая ориентация в современной науке, фундаментальные и гуманитарные знания, умение их использовать в определенной области профессиональной деятельности.

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - наличие максимально возможного в настоящий момент и развивающегося по мере необходимости комплекса условий, мероприятий и нормативных актов для обеспечения равных возможностей получения высшего образования всем гражданам вне зависимости от материального положения, валидности, географии проживания, национальной принадлежности и социокультурной интегрированности.4

ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ категория граждан, имеющая различного рода объективные трудности в осуществлении нормальных процессов жизнедеятельности и социализации, интеграции в современную действительность. 5

Предварительное системное описание проблемы исследования.

Образование – часть процесса социализации и мощное средство социальной мобильности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся…»6. На практике реализация этого правового положения применительно к высшему образованию является во многом нерешенной и актуальной проблемой.

В условиях сложной социально-экономической ситуации в стране гарантии доступности образования не всегда обеспечиваются в полной мере. В самих вузах есть разные ограничения и требования к знаниям поступающих и обучаемых, формы и условия обучения часто не соответствуют возможностям молодых людей. В обществе имеет место неравенство «стартовых» возможностей абитуриентов, существенная дифференциация их довузовской подготовки.

Получению качественного образования препятствуют финансовые барьеры, в том числе бедность значительного числа семей и отсутствие государственной и негосударственной системы их поддержки в части образования подрастающего поколения, удаленность проживания от вузовских центров и неразвитость обучающих информационных технологий и телекоммуникационных сетей.

В последние годы идет поиск путей решения указанной проблемы. В качестве примера здесь можно назвать Представительство ЧелГУ в Южноуральске . Оно стремится удовлетворять потребности жителей г. Южноуральска и прилежащих территорий в получении информации о деятельности ЧелГУ, оказывать содействие в получении образования в ЧелГУ, в трудоустройстве выпускников.

Таким образом, могут обеспечиваться государственные гарантии доступности качественного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.

Выдвижение гипотез.

Доступность высшего образования для определенных категорий и групп молодежи в современной России является актуальной, сложной проблемой. Это прежде всего касается молодежи с ограниченными социальными и физическими возможностями, прежде всего в средних и малых городах, районах, отдаленных от вузов. Наличие такой проблемы порождает в массовом сознании представления о несправедливости, негуманности нашего общества.

Возможные пути решения данной проблемы видятся в объединении усилий муниципалитетов указанных городов, районов и высших учебных заведений, в открытии филиалов, представительств вузов на местах, в формировании здесь современной технически оснащенной материальной базы, в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, развития в этих целях дистанционного образования, использования современных педагогических приемов и методов.

Представительство ЧелГУ в г. Южноуральске может рассматриваться как пример решения на муниципальном уровне проблем доступности высшего образования для молодежи с ограниченными социальными и физическими возможностями, как экспериментальная площадка по отработке подходов, форм и методов получения высшего образования, обеспечения его приемлемого профессионального и педагогического уровня.