logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

9.3. Управленческие технологии

Социальные праксеологические технологии наиболее широко распространены в сфере управления, где проблема рационализации и оптимизации действий людей особенно остра. Исторический опыт свидетельствует, что именно в этой сфере в течение многих тысячелетий концентрировались их опыт и знания о технологизации человеческой деятельности.

Под управленческой технологией принято понимать определенное искусство, мастерство или умение осуществлять последовательные управляющие действия по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, направленных на преобразование социальной системы или перевод ее в желаемое состояние [28, с. 238]. Другими словами, управленческая технология – это определенный набор средств и методов, посредством которых осуществляется целенаправленное управляющее воздействие на социальную систему для поддержания ее качественной специфики, оптимального режима фун­кционирования и желаемого развития. Управленческая технология включает в себя совокупность методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, а также систему контроля [25, с. 514].

Рис. 13. Технологическая модель деловой игры «Коммерсант»

Управление социальной системой как самостоятельный вид профессиональной человеческой деятельности основано, как правило, на применении управленческих технологий, объекты которых – человек, социальная группа, организация, институт или общество в целом. В отличие от технократических технологий, например машиностроения, металлообработки и др., объекты социальных управленческих технологий жестко не детерминированы. Поэтому нахождение общего (определенного) и особенного (неопределенного) в управлении социальными объектами – важнейшая задача любого руководителя или исследователя.

Управленческие технологии наиболее интенсивно стали раз­виваться в начале XX в. благодаря основателям научного менеджмента (Ф. Тейлору, А. Файолю, Г. Эмерсону, Г. Форду и др.), каждый из которых внес существенный вклад не только в обоснование принципов научного управления, но и в создание основополагающих подходов к технологизации управленческой деятельности. Так, Ф. Тейлор сформулировал научные подходы к рационализации трудовой деятельности и управлению ею, создав, по сути, эффективную технологическую систему цехового менеджмента. В свою очередь, А. Файоль определил сущность технологий административного управления, основные идеи которого остаются актуальными и по сей день. Г. Эмерсон, открывший свои знаменитые двенадцать принципов производительности управленческого труда, предложил довольно богатый набор управленческих технологий. Значителен и вклад Г. Форда в практическую технологизацию менеджмента. Он не только сформировал научно-технические принципы управления, но и создал первую успешно функционирующую промышленную компанию.

Развитие управленческих технологий в бывшем СССР (в состав которого входила Украина) в определенной степени сдерживала административно-командная система, которая игнорировала принципы рыночного регулирования экономикой и эффективные технологии управления западного менеджмента. Тем не менее, управленческие технологии в нашей стране развивались преимущественно в сфере административно-государственного управления. Ныне в условиях становления рыночной экономики и развития демократических основ жизнедеятельности украинского общества формируются новые предпосылки и условия для технологизации сферы отечественного управления. Перед нашими специалистами-управленцами стоят весьма важные и серьезные задачи создания в стране эффективной системы управления и приведения ее в соответствие с достижениями мировой цивилизации посредством проведе­ния административной реформы на базе широкого использования национального и зарубежного опыта.

Приступая к классификации управленческих технологий, отметим, что их типологическое разнообразие обусловлено, прежде всего, широкой технологизацией сферы управления, в которой социальные технологии достигли наиболее интенсивного развития. Это вызвано также и тем, что эффективное управление является ныне основным двигателем современного общественного развития. Так, по подсчетам западных специалистов, ценность хорошей системы управления для компании составляет 80 %, а ценность капиталов и рабочей силы – лишь 10 %. Поэтому не случайно управленческая сфера (в сравнении с другими сферами общественной жизни) – самая технологи-зированная в современном обществе. В этой связи в качестве оснований наиболее общей классификации управленческих технологий, на наш взгляд, целесообразно использовать особенности объектов и субъектов управления, специфику механизмов управления, виды организационных структур управления, степень охвата элементов управленческого цикла, особенности стиля управленческой деятельности; типологию процесса управления, а также этапы его технологизации (табл. 25).

Прежде чем преступить к анализу управленческих технологий, вспомним некоторые аспекты общей теории управления: что такое управление, каковы функции и структура управленческой системы. После этого на основании деятельностного подхода к управлению можно представить структуру управленческого цикла, который включает следующие этапы: 1) формулировка целей и определение задач; 2) разработка и принятие управленческих решений; 3) реализация управленческих решений; 4) организация контроля и корректировка управляющих воздействий. Такая структура определяет основное содержание технологий управления.

В этой связи все технологии управления можно подразделить на два вида: общие (целостные) и специальные (частные). Общие технологии управления включают в себя несколько частных, например технологию целеполагания (возможно, построение "дерева целей"), выработки решений (возможно, методом "мозгового штурма"). К частным относятся также технологии принятия решений (например, методом голосования), контроля (например, методом выборочного контроля); технологии планирования (в частности, методом плановых заданий), формирования кадрового потенциала (в том числе, методом ролевых игр) и т. п. (табл. 26).

В рамках одной крупной социальной системы (например, предприятия, организации или общество в целом) можно применять различные технологии управления или их сочетание. При этом основным регулятором практического использования управленческих технологий являются, как правило, различные способы целевого управления. Варианты совместного использования управленческих технологий показаны на рис. 14.

Поскольку специальные, или частные, управленческие технологии, которые выделяют в зависимости от состояния дел в управляемом объекте, а также от степени его организации, в настоящее время наиболее распространены, остановимся на прояснении их сути более подробно.

Технологии управления по целям направлены на упреждение (или предвидение). Они основаны на бизнес-плане, разрабатываемом как для организаций в целом, так и для каждого ее работника в отдельности. Существует три варианта управления по целям: 1) простое целевое; 2) программно-целевое; 3) регламентное.

Таблица 25