1. Девиация.
Основной движущей силой поведения человека являются его потребности: витальные (жизненные), социальные и идеальные (духовные). При анализе человеческого поведения надо учитывать их все.
В СССР в государственной политике господствовал тезис о том, что главным в человеке является сознание. Сделаем людей сознательными и они будут делать то, что хорошо и не будут, что плохо. Но это утопический подход. Еще Сократ сказал, что самая главная загадка человека в том, что он знает, что хорошо, и, зная это, делает то, что плохо. Значит, он не сознанием руководствуется, а своими потребностями, интересами, желаниями.
Для деятельности человека характерно:
в наших генах заложена потребность в экономии сил. Это стимулирует изобретательность одних, лень и безответственность других, стремление к нечестности третьих;
человеческое поведение характеризует и срабатывание такого механизма: если ты не понимаешь, что происходит, делай, как другие, авось они понимают. Для нашего времени стрессов характерно подражательное поведение;
природа работает грубо: 60% популяции выживает, 40% она жертвует. Но для человека этот механизм неприемлем. В нас заложены механизмы, которые включаются, когда мы подходим к какой-то критической точке. Они включаются не автоматически, а через людей, осознавших или интуитивно почувствовавших, что сейчас надо делать.
Недостаточное понимание, что есть человек, кто есть человек – камень преткновения в решении многих проблем общественного развития. Чего только не сделает организм, когда речь идет о жизни и смерти. Страх и чувство самосохранения – великие стимуляторы. Они могут сделать так, что наш позвоночник выдержит нагрузку в 10 тн., частота дыхания увеличится в 4 раза. Наш мозг функционирует лишь на 5-7% своих возможностей. 93-95% - запас, гарантия выживания, биологическая защита, которая может быть и не востребована или может быть использована 1-2 раза в жизни. Специалисты считают, что опыт выживания в нашей стране в настоящее время уникален.
Мы тратим свой запас незаметно. Но вот в экстремальной, опасной для жизни ситуации женщина поднимает машину, под которой оказался ее ребенок; пожилой человек перепрыгивает через двухметровый забор, хотя и в молодые годы спортсменом не был; во время пожара сухая, субтильная (слабая, хрупкая) старушка выволокла со второго этажа громадный сундук с нажитым скарбом. После пожара двое молодых ребят с трудом вернули его на место.
Какие бы нагрузки ни переносил человек, очень вероятно, что при смертельной опасности у него появятся новые возможности. К тому же каждый человек получает в наследство от родителей определенные задатки, диапазон которых может различаться в 10-20 раз. Но лучше в такие ситуации не попадать, далеко не у каждого получается свой запас использовать.
В процессе социализации возможны сбои, неудачи и как результат возникают нежелательные формы поведения, появляются гении и злодеи, ленивые и очень трудолюбивые, нищие и богатые. Резкие отклонения от нормы в ту или другую (положительную или отрицательную) стороны грозили стабильности общества.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Это нравственные пороки, отступления от норм морали и права. Борьба с девиациями превращалась в борьбу с разнообразием поступков и даже чувств и мыслей в тоталитарном обществе. Обычно отклонения в плохую сторону осуждались и пресекались, в хорошую – одобрялись и поощрялись.
Статистика показывает, что на каждую из таких групп приходится по 10-15%, а 70% - это середняки. Но при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались, что они в жизни совершили один или более незаконных поступков (воровали, обманывали на работе, курили в неположенном месте, переходили улицу в неположенном месте и т.п.).
В широком понимании девиантное – это любое отклоняющееся от нормы поведение. В узком – такие отклонения, которые не влекут за собой уголовные наказания.
Совокупность противоправных поступков или преступлений получила в социологии название делинквентное (преступное) поведение. Алкоголизм – тип девиантного поведения. Наркоман по закону - преступник. Самоубийство – девиация, а убийство-преступление. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения: а) чем больше с ними сталкивается, б) чем он моложе. Поведение индивида, социальной общности – это одна из острых проблем общества.
Попытки объяснить отклонения в поведении предпринимались и предпринимаются. Одни из первых из них биологические. Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо (1835-1909) в 70—х гг. XIX века пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Он не отрицал и влияния социального опыта на развитие криминального поведения. Его основная идея: большинство преступников биологически дегеративно или дефективно. Впоследствии эти идеи были полностью отвергнуты, но всплывали не раз. Так, идея о связи между биологическими факторами и склонностью к преступлению вновь воскресла в работах Вильяма А. Шелдона в 1940-х годах. Шелдон выделил три физических типа человека: 1) мускулистый, активный – он прямо связан со склонностью к правонарушениям; 2) субтильного (худого) телосложения; 3) более полной комплекции. Подобные взгляды имеют защитников, но и критиков.
Психологические теории также связывают преступные наклонности с определенным типом личности. Они опирались на идеи австрийский ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939), в частности, у небольшой части людей развивается аморальная психопатическая личность. Согласно Фрейду, большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений. Таким самоограничениям мы обучаемся в раннем детстве. Но вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются самоограничения. Психопатов можно описать как замкнутых на себя людей, находящих удовольствие в насилии как таковом. Но это может объяснить лишь некоторые аспекты преступлений. Только незначительная часть преступников имеет личностные характеристики, отличные от остального населения.
Удовлетворительное объяснение природы преступлений дают социологические теории, так как преступления связаны с социальными институтами общества. В современных обществах существует множество субкультур и поведение как норма в одной субкультуре можно рассматривать как отклонение в другой. Кроме того сильные различия между бедными и богатыми влияют на возможности различных групп.
Еще один из основателей социологии Дюркгейм предложил концепцию аномии, когда в современных обществах традиционные нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения, возникает аномия. Люди испытывают при этом, по мнению Дюркгейма, тревогу, страх, аномия предрасполагает к самоубийству.
На эту концепцию аномии опирается американский социолог Мертон. Он также исходит из признания нормальности преступника. Аномию модифицирует как напряженность в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Так, в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека, на продвижение вперед, на «делание денег», т.е. на материальный успех. Люди, работающие интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. Но, в действительности те, кто изначально находится в неблагоприятном положении, располагает ограниченными возможностями роста. Кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей неспособности добиваться успеха. У них возникает большое искушение «продвинуться» любыми способами, законными или незаконными. Мертон выделяет пять возможных реакций на такое напряжение. «Конформисты» придерживаются принятых ценностей несмотря ни на что. Это большинство населения. «Инноваторы» придерживаются ценностей, но используют и незаконные средства их достижения, в том числе преступления. «Ритуалисты» следуют ценностям, но утратили их смысл. Работа для них утомительна и неинтересна. «Ретриатисты» отвергают ценности и санкционированные средства их достижения (независимые самоокупающиеся коммуны). «Бунтари» отвергают существующие ценности и средства, но активно желают преобразовать систему. Это члены радикальных политических группировок.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля