1. Социальная мобильность.
Социальная стратификация или деление общества на социальные группы, является основой теории социальной мобильности. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса (места) в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» ввел в социологию в 1927 году Сорокин. Он рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – из одного слоя в другой; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же уровне, не меняя слоя или статуса. Типы социальной мобильности по Сорокину:
Горизонтальная – территориальная, религиозная, семейная, политическая и т.п.
Вертикальная: индивидуальная (восходящая (подъем), нисходящая (падение)): экономическая, политическая, профессиональная и т.д.
Групповая (восходящая, нисходящая): экономическая, политическая, профессиональная и т.д.
Данные о социальной мобильности позволяют судить о степени открытости общества, насколько представляется возможность для продвижения индивидов и групп из низших слоев в высшие, как формируется правящая элита. Таким образом, социальная мобильность характеризует динамику социальной структуры.
Различают массовую (групповую) и индивидуальную социальную мобильность.
Массовая: 1) связана с научно-технической революцией, появлением новых групп;
2) со структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий (и исчезновением старых);
с социальными конфликтами и реформами, когда может происходить замена правящих групп;
с экономическими кризисами. Они ведут к росту малообеспеченных, низших слоев. Вниз перемещаются не отдельные индивиды, а целые группы.
Это перемещение может быть временным, а может иметь устойчивый характер, когда группа меняет свой социальный статус и вынуждена адаптироваться к новому месту в социальной иерархии.
Индивидуальная социальная мобильность характерна для стабильно развивающегося общества. Вверх и вниз по ступеням социальной лестницы движутся не группы, а индивиды. Эти движения могут быть и массовыми. Но индивид идет самостоятельно за счет своей инициативы, активности, предприимчивости.
Важнейшим фактором индивидуальной социальной мобильности является научно-технический прогресс и связанное с ним появление новых производств, новых профессий. Другой фактор – система образования. Получение более высокого образования помогает человеку поднять свой социальный статус.
Нет общества, страты (слои) которого не допускали бы никакое движение через свои границы. Но нет и общества, которое допускает абсолютно свободный переход из одного слоя в другой. Современное общество отличается высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.
Сорокин пишет: «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе… не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка, пола, отделяющего один этаж от другого». Сорокин указывает, что в обществе функционирует своего рода «сито», которое пропускает одних наверх, других оставляет в нижних слоях и наоборот. Роль сита выполняют социальные институты, культура, образ жизни каждого слоя. Причем, если социальные институты (образование, например) можно рассматривать как социальные лифты, то образ жизни, культура каждого слоя выполняют роль фильтра. Фильтр может и не пропустить в свой слой того, кто вырвался наверх, тогда он будет маргиналом.
Часто двигателем социальной мобильности выступает неравенство. Неравенство не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнивание в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов внутреннего стимула к действию, самореализации, а общество важного, если не единственного источника развития. Люди ориентируются не просто на социальный статус. В обществе господствует та или иная система ценностей, культурных стандартов, любая деятельность признается более или менее престижной. И эта социальная оценка престижа во многом определяет ориентации индивида.
В развитом индустриальном обществе высоким престижем пользуется деятельность по управлению (менеджмент) и приносящая доход (бизнес). Как правило, это предполагает высокий уровень образования. Три фактора – престиж профессий, уровень дохода и уровень образования определяют, прежде всего, социально-экономический статус, принадлежность человека к определенному рангу в шкале социальной стратификации от неквалифицированных рабочих до администратора.
Социальный статус индивида во-многом зависит от мотивов достижения, конкуренции, социальной дистанции между слоями и от его поведения, занимаемой позиции. Он может, во-первых, вести себя как требуют, как должно; во-вторых, стремиться быть не хуже других; в-третьих, ориентироваться на карьеру, на повышение статуса. От выбора модели поведения во многом зависит продвижение индивида по социальной лестнице.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля