logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

5.2. Характеристика способов обновления общественных систем

В истории человечества было выработано несколько основных способов обновления общественных систем: эволюционный, революционный и реформистский, – которые разнятся кардинальностью и скоростью общественных перемен; социально-классовыми параметрами и поддержкой тех или иных социальных сил или групп; целями и задачами общественных изменений; характером и масштабами общественных перемен, а также степенью их социальной напряженности и конфликтности.

Революционный и эволюционный пути обновления обще­ственной системы (противоположные по сути) порождаются различными общественными условиями. Так, революционный путь (от лат. "revolutio" – переворот) – это коренное и качественное изменение общества, резкий, скачкообразный переход его от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, составляющий одну из закономерностей развития явлений природы, общества или познания.

Одним словом, революция – это коренной переворот в жиз­ни общества, приводящий к ликвидации отжившего общественного строя и утверждению нового, более прогрессивного общественного устройства. Революция существенно отличается от эволюции и реформы как перерыв постепенности и качественный скачок в общественном развитии. Между тем революции еще не гарантируют торжества нового, так как они нередко завершаются контрреволюциями, связанными с возрождением на новой основе прошлых форм социальной жизнедеятельности. Исторический опыт общественного развития показывает, что революции во все времена завершались тем, что они "съедали своих детей".

Эволюционный путь (от лат. "evolutio" – развертывание), в отличие от революционного, представляет собой постепенное и непрерывное изменение общественной системы, осуществляемое без резких скачков и перерывов при сохранении ее качественной определенности. Коротко говоря, эволюция – это различные социальные движения, связанные с перемещением и перестройкой определенных элементов (единиц) общественной системы. Между тем эволюции (как и революции) не являются универсальным способом "лечения" человечества, так как нередко они превращаются в длительные "хождения по мукам".

Что же касается реформистского пути (от лат. "reformaге" – изменение, преобразование, переустройство), то он, в отличие от двух рассмотренных, представляет собой преобразование общественных порядков, институтов или учреждений, которое не уничтожает основ существующей структуры общественной системы, а способствует лишь обновлению ее каких-либо сторон с помощью эффективных нововведений.

В специальной литературе социально-философский смысл термина "реформа" обычно рассматривают на контрасте с термином "революция". Реформа и революция – это важные средства обновления. Но они довольно сильно разнятся, хотя их и нельзя противопоставлять друг другу, считая реформу менее прогрессивной, как в социологии марксизма. Так, для революции свойственны значительные разрушительные составляющие, что может быть совсем не характерно для реформ, которые больше обновляют, чем разрушают общественную систему. Кроме того, реформы проходят медленнее, спокойнее и естественнее для социума. Однако с точки зрения кардинальности реформы отнюдь не уступают революциям. Поэтому при рассмотрении сущности реформы как вида технологической модернизации общества следует учитывать такие факторы: во-первых, цели и задачи преобразований; во-вторых, реализацию интересов соответствующих социальных групп; в-третьих, степень кардинальности осуществляемых преобразований; в-четвертых, их преемственность с достижениями прошлого; в-пятых, реалистичность общественных преобразований.

И еще один аспект. Довольно часто в общественной практике используют термин "коренная реформа". Обычно его применяют в тех случаях, когда реформы в обществе осуществляются слишком медленно и словно скользят по поверхности реформируемых социальных объектов и процессов, не затрагивая их сущностной стороны. Поэтому желание ускорить реформу, придать ей некоторый динамизм революционности вызывает к жизни этот несколько противоречивый термин, который соответствует случаю, когда между двумя крайностями не существует резкого "водораздела".

Принимая во внимание, что реформистский путь обновления общественной системы в последнее время завоевывает все более широкое признание в мировой общественной практике, подробнее остановимся на классификации реформ и характеристике их видовых особенностей (табл. 11).

Таблица 11