Лекция 1. Становление социологии как науки.
1. Предпосылки возникновения социологии.
Социологический проект О. Конта.
Эволюционная концепция Г. Спенсера.
Классический этап развития социологии
Предпосылки возникновения социологии.
Как самостоятельная наука об обществе социология возникла в XIX веке – в период укрепления капитализма. Но и до этого были попытки объяснить общество и отдельные общественные явления. Они предпринимались в философии, истории, политико-правовых науках.
Первое и достаточно полное для своего времени представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Правда, они не делали различий между понятиями «общество» и «государство». Древнегреческий философ Платон (428-348 до н. э.) в сочинении «Государство» строит модель идеального государства на основе теории трех сословий (классов): высшее (философы, мудрецы, управляющие государством, среднее – воины, низшее – работники. Они свободны, равны и счастливы. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) считал опорой средний класс, обладающий частной собственностью. В работе «Политика» он выводит основные формы правления: правильные и неправильные – «выродившиеся».
В Средневековье и Новое время (XVII-XVIII вв.) отдельные мыслители тоже внесли свой вклад в предысторию социологического знания. Среди них - итальянский мыслитель Никколо Макиавелли («Государь» – о роли политического лидера), английский философ Томас Гоббс (о теории общественного договора), Томас Мори (об утопии – социалистическом строе на коллективной собственности) и другие.
Все эти суждения об обществе не были систематизированы и критичны. Они больше выглядели как представления об идеальном обществе, которое люди могли менять по своему желанию.
Выделение и формирование социологии как науки было подготовлено рядом социальных условий и теоретических предпосылок.
Во-первых, развитием капитализма. Жизнь людей, общественные отношения в новых условиях были крайне противоречивы. С одной стороны, экономический, социальный и политический прогресс в сравнении с предшествующим этапом жизни, с другой, усиление эксплуатации, кризисы, тяжелое положение рабочих, использование женского и детского труда, увеличение продолжительности рабочей недели, неблагоприятные условия труда и быта.
Реакция на эти процессы была неоднозначной. В социальной сфере – это время крайней нестабильности, массового противоборства. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844), чартистское движение в Англии, революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Социальные мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс предложили выход из него путем социалистической революции.
Основоположники социологии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер полагали, что может быть реформистский путь развития общества, были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не о том, как разжечь пожар войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими как инструмент познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.
Во-вторых, создание социологии предопределили достижения естественных наук в 30-40 гг. XIX века. На первый план здесь выходят химия и биология. Наиболее значительными в то время являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839 г.г.) и создание Чарльзом Дарвином теории эволюции видов. Для К.Маркса и Ф.Энгельса эти открытия стали основой диалектического материализма, учения о диалектике – «алгебры революции», как ее назвал В.И. Ленин. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм на базе этих открытий разработали учение об обществе, основанное на принципах биологии – «органическую» теорию развития общества.
В–третьих, истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, в его потребности иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах. Корни социологии имеют и межнациональную природу. Складывался мировой рынок, формировались взаимосвязи различных культур. Потребность изучения целостности социального мира вела к появлению особой науки об обществе – социологии.
Социальное мышление включало в себя две основные ориентации: консервативную, где конкретному человеку отводилась незначительная роль, а общество ставилось выше и важнее (французский ученый, философ Жозеф де Местр); и либеральную, где немаловажная роль отводилась человеку, его деятельности по улучшению общества (английские мыслители Иеремия Бентам, Джеймс Милль). К идейным предпосылкам социологии относится и утопический социализм (Анри Сен-Симон) – общество с идеальной организацией, контролирующей несовершенных людей.
В-четвертых, эмпирическая база и методы познания, которые разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе развертывались в начале XIX века. Тогда интенсивное развитие капитализма вело к быстрому росту городов – урбанизации населения. Следствием этого стала его резкая социальная дифференциация, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. С другой стороны, усиливались движения, заинтересованные в лечении социальных болезней, они заказывали социологические исследования. Появилось (в Англии и во Франции) много работ по социальным проблемам развития общества.
В первые годы становления социологии складывались и развивались различные школы и направления со своими взглядами на общество и методами его анализа.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля