logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

Глава 15 Социальные технологии государственного управления

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Необходимость оптимизации государственного управления.

2. Специфика применения социальных технологий в госу­дарственном управлении.

3. Технологии укрепления российской государственности.

1. Государственное управление, среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.

Государственное воздействие, регулирование — это прежде всего воздействие властное, политическое, которое имеет в осно­ве правовую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего средствами при­нуждения.

Государство, будучи сложным и многогранным обществен­ным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системнос­ти, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необхо­димой согласованности, координации, субординации, целеу­стремленности, следовательно, рациональности и эффективнос­ти управления66.

Государство реализует свое политическое воздействие посред­ством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни, и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расши­ряя сферу их применения.

Эффективность государственного управления зависит от мно­гих факторов, но определяющим, на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства.

Нет необходимости указывать, что общество нуждается в сильном государстве, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным, правовым и демократическим государством. Поэтому укрепле­ние государственности — это постоянная забота граждан. Но укрепление, возможно только на основе его совершенствования, расширения связей с гражданским обществом, построения пра­вовых основ. Если этого не происходит, то государство отрыва­ется от общества, перестает защищать его интересы, в таком случае бессмысленно говорить о его усилении, тем более если оно преследует интересы коррумпированной верхушки, у кото­рой собственные интересы нередко вступают в противоречие с общественными. О противоречиях между обществом и государ­ством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центром управления общественными делами, генератором общественных идей и цен­ностей. Совершенно очевидно, что в соответствии с требования­ми времени должна меняться сама сущность и теория государст­венного управления.

Сегодня, чтобы выполнить свой долг перед обществом — обеспечить национальную и личную безопасность своих граж­дан, использовать свои властные полномочия в интересах обще­ства, упорядочить распорядительно-организационные, регуля­тивные, нормотворческие и силовые функции, государство обя­зано ответить на те вызовы времени, которые порождены тремя революциями: научно-технической, информационной, управлен­ческой. Это задача каждого субъекта управления, но прежде всего государства как главного субъекта управления. А суть этих требований такова: нельзя упорядочить распорядительно-орга­низационные, нормотворческие и силовые функции без корен­ного качественного изменения своих усилий в области информа­ционно-аналитической концептуальной деятельности. Без этого, как показывают исследования многих ученых, государство не может разработать и принять выверенную стратегию развития общества на основе перспективной общественной доктрины, разработать, скоординировать разные политики (экономичес­кую, социальную, культурную, национальную и др.), предло­жить обществу понятный и приемлемый для него курс. Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе.

Главный субъект управления делегирует многие распоряди­тельно-организационные, регулятивные, нормотворческие, фи­нансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества.

Тем самым государство избавляется от ставших во многом рутинными функций управления, наполняет их новым содержа­нием, освобождая тем самым себя для решения наукоемких, творческих и трудозатратных работ: информационно-аналити­ческих, стратегических. Без них решение глобальных и геопо­литических задач просто невозможно. Это существенным обра­зом меняет всю систему государственного целеполагания, орга­низующего и регулирующего воздействия государства на обще­ственную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.

Перестроить существующую пирамиду власти: сделать власть ответственной за распоряжение общественными делами, а не владельцем собственности граждан, их жизненных судеб, обще­народных ресурсов. Это современный путь организации власти, реальный механизм ее демократизации, подконтрольности обще­ству и подлинного самоуправления. Именно здесь мы видим созидательную основу всей конструкции новой российской госу­дарственности: либо она примет правовой вектор развития, либо неизбежен новый тоталитарный диктат власти чиновников.

Этот реальный путь построения федеральной власти "снизу", развертывания настоящего самоуправления, превращения госу­дарства в цивилизованный институт гражданского общества.

Российская государственность в нынешнем виде — это тормоз на пути превращения России в инициативную, динамично раз­вивающуюся державу, способную обеспечить гражданам высо­кие социальные стандарты и гарантии развития на пути к социальному прогрессу. До тех пор, пока органы местного самоуправления в России не. возьмут в свои руки реальную власть, основанную на праве, территории (поселения), трудовой ассоциации распоряжаться местным богатством, муниципальной собственностью, местными ресурсами, в том числе и землей, все остальные законодательные акты остаются голой декларацией, не обеспечивающей механизмы развития реальной самодеятель­ности населения. В настоящее время главная цель реформиро­вания властных отношений — повышение политической, хо­зяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способ­ности, обеспечить благосостояние семьи — не только не до­стигнута, но и во многом дискредитирована. По нашему мнению, тория "корпоративных начал" в политической жизни может стать одним из важнейших факторов стабилизации и повышения уровня управляемости общественными делами.

Только при корпоративном устройстве власти результатами труда наконец станет распоряжаться не государство, не коррум­пированный чиновник, не "новый русский", а местное сообще­ство, а через него и каждый человек как равный участник властных отношений. Государство из работодателя и наемника превратится в государство — ассоциацию совладельцев собст­венности и результатов труда. Граждане получат возможность свободно создавать корпоративные предприятия, ассоциации, в том числе и финансовые (муниципальные банки, страховые компании, пенсионные фонды, торговые дома и т.п.).

Развитие демократии и народного самоуправления не ослаб­ляет центральную власть, а, наоборот, освобождает ее от несвой­ственных функций, ставит саму власть в рамки правового пове­дения и позволяет сосредоточиться на решении современных вопросов цивилизованного отправления властных полномочий: разработке стратегии развития общества, выверенного полити­ческого курса, нахождении места государства в геополитическом пространстве, усилении информационно-аналитической работы, что и является сегодня определяющим в обеспечении националь­ной и личной безопасности граждан. Многие функции управле­ния государство, как показывает мировой опыт, делегирует своим гражданам на разных уровнях управления, на основе общественного договора, местного самоуправления, что позволя­ет сбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей, религиозных конфессий и т.п. Достижение такого баланса интересов — ис­кусство и наука современной политической системы, залог ее прочности и источник развития, преодоления кризисных явле­ний в государственном управлении. Следует подчеркнуть, что решающим элементом в балансе интересов всегда были и оста­ются отношения собственности — основа хозяйственной жизни общества, которую и защищает то или иное государство. Однако механизм многообразия форм собственности, который должен быть запущен государством, пока не работает. На смену монополии государственной собственности приходит другая монополия — частная. Это противоречит как логике развития самой российской государственности, так и мировым тенденци­ям. Как преодолеть тенденцию монополизации собственности и власти, сделать собственность многообразной по субъектам вла­дения, пользования и распоряжения, а власть публичной, дей­ствительно принадлежащей гражданам? Ответ на этот вопрос один: формирование гражданского общества, которое ставит под свой контроль государство. Последнее все в большей мере не распоряжается единолично собственностью граждан, всей хозяй­ственной жизнью общества, а делегирует эти права самим граж­данам, трудовым ассоциациям на основе подлинного сораспоряжения различными видами собственности и местного самоуправ­ления, что позволит значительно сократить государственный аппарат и поставить его под контроль гражданского общества. Гражданское общество создается государством, но при одном условии: само государство исповедует соответствующую идеоло­гию, открыто объявляет ее обществу и реализует в своей прак­тической деятельности.

2. Государство как главный субъект управления обществен­ными делами всегда выступало орудием установления и утверж­дения социальной несправедливости и социальных дисбалансов.

Формирование гражданского общества на принципах корпо­ратизма поставит под контроль государство, публичную власть, которые все в большей мере будут выполнять свою главную функцию — функцию защиты безопасности общества, каждого гражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной жизни. Многие функции государ­ственного управления будут делегированы гражданам, террито­риям, хозяйственным союзам и ассоциациям на основе подлин­ного самоуправления, что позволит значительно сократить госу­дарственный аппарат и поставить его под контроль гражданского общества.

Став государственной и подконтрольной обществу, сама идео­логия и власть выступают все в большей мере не только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод становления таких властных отношений, когда власть населения (частная) наконец станет преобладающей над публичной властью (прави­тельства). Власть будет создаваться населением и защищать его интересы на всех уровнях. Это единственный способ изменить государственно-правовое отчуждение, существующее в общест­ве. Государственно-правовое регулирование может быть органи­зовано на основе гражданского договора, при котором каждый гражданин, семья, трудовая ассоциация часть прав отчуждают в пользу сообщества для решения общественно значимых дел. Схематично этот процесс можно представить таким образом:

договор

человек+человек+семья

договор

человек + человек + семья

Корпоративное договор

делегирование прав сообщество+сообщество+ регион

договор

регион + регион + федерация

__________________________________________________________

президент

федеральный центр

Существующее регион

отчуждение прав муниципальное образование

население

Существующий механизм отчуждения прав представляет собой жесткую эксплуатацию каждого человека в интересах руководящего центра, который навязывает населению свой выбор.

В борьбе за власть святые понятия "свобода", "справедли­вость", "право" используются властвующими группами с одной целью — завоевать или сохранить власть любой ценой.

Трагедия нашей страны заключается в том, что первая благо­родная попытка народа создать самостоятельную, свободную от пут государства, социально организованную экономическую жизнь осуществлялась непригодными методами. Государство вновь стало единственным и авторитарным распорядителем об­щества, которое использовало властные методы западного образ­ца и в самой уродливой форме — в форме государственной принудительной экономики как единственной формы государст­венного регулирования. Это не только не соответствует сути российского человека, но и противоестественно.

Отметим, что в становлении и укреплении российской госу­дарственности всегда решающую роль играла духовно-идеологи­ческая компонента, которая была объединяющим стержнем ог­ромных территорий, различных наций и народностей, прожива­ющих на них. Всегда утрата или ослабление духовного стержня вели к ослаблению или распаду российского государства. Поэтому ему, особенно в период кризисных ситуаций, необходимо укрепление духовно-идеологических основ власти. В этой связи российскому государству предстоит возродить свою политико-идеологическую функцию, которая должна укрепить духовный объединяющий стержень российского общества, способствовать выработке выверенного политического курса, соответствующих стратегий развития, реализуемых в скоординированных полити­ках государства.

В свою очередь не может быть выверенной государственной политики без современной доктрины общественного развития, из которой следует тот или иной курс. Это прерогатива государства, его главная обязанность перед обществом, без чего невозможно выполнение всех остальных.

Выработка доктрины общественного развития и механизма ее реализации требует усиления внимания государства к научным исследованиям, прежде всего в области теории и практики управ­ления, активного включения данных науки в практическую работу органов государственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый факт, что управленческая наука выключена из механизма нормального функционирования общества.

Изменить такое положение дел можно только тогда, когда политической деятельностью займутся в массе своей исключи­тельно профессиональные и нравственные люди, способные дей­ствовать в интересах своих граждан на основе законов и прин­ципов научного государственного управления.

Российская государственность завершает XX в. с большим грузом тяжелых проблем, серьезных ошибок, которые для свое­го преодоления потребуют длительного времени и серьезных усилий всего общества. Последнему еще предстоит сформиро­вать новую генерацию политиков-управленцев. В обществе раз­рабатываются проекты и программы подготовки политической элиты, но они пока не услышаны и не поддержаны властью.

Еще одна принципиальная проблема для российской государ­ственности — гласность и публичность государственного управле­ния. Ее решение начинается с выработки и предъявления обществу общественной доктрины и политического курса. Только в этом случае государство сможет опираться на большинство, рассчиты­вать на их активность и поддержку. В противном случае пассив­ность людей, сопротивление осуществляемой политике и проводи­мому курсу реформ обеспечены, а кризис государственной власти неизбежен, какие бы усилия она не предпринимала на уровне словесных деклараций, внешней риторики, нормативно-творчес­кой суеты и манипулирования общественным мнением.

Для российской государственности имеет принципиальное значение определенность и четкость ее позиций в геополитичес­ком пространстве, в решении глобальных проблем, которые сегодня размыты или выражены нечетко.

Российскому государству еще предстоит провести трезвый и беспристрастный анализ своего исторического прошлого, пра­вильно оценить настоящее и сделать обоснованные прогнозы на будущее. Это имеет принципиальное значение для налаживания нормального диалога между государством и обществом вместо усиления конфронтации. Направление такого диалога, необхо­димые меры достижения согласия известны — это принятие выверенной современной социальной политики. Необходимость этих мер давно назрела, требование это записано в Конституции, где российское государство определяется как социальное. Нару­шение данной конституционной нормы — главная причина уг­лубляющегося политического кризиса и нарастающей конфрон­тации между обществом и властью.

3. Для преодоления политического кризиса в области власт­ных отношений, в государственном строительстве очень важно, наконец, использовать инновационные социальные технологии.

В числе последних особый интерес для государственного строительства представляют технологии прорыва. Они исполь­зуются в период модернизации общества, изменения целей, структур, что требует принятия нетрадиционных, принципиаль­но новых решений.

"Прорыв" — это стремительное продвижение вперед за счет инновирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких тех­нологий.

В числе принципов построения технологии прорыва выделя­ются:

• неординарная комплексная оценка проблемной ситуации;

• выявление приоритетов и всех ресурсов развития;

• непрерывный поиск организационных структур и механиз­мов, способных привести ресурсы в движение.

Предпоисковая стадия развития предполагает: освобождение от стереотипов мышления, снятие всяких табу, традиционно установленных правил и принятых условий. Более того, различ­ные ограничения, консервативные решения рассматриваются как потеря инновационного шанса, возможности принятия радикаль­ных мер.

Обычно разрабатываются технологии инновирования среды, направленные на развитие творческих способностей, раскрепо­щенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие

новых возможностей. Переподготовка кадров нацеливается на инновирование прежде всего ядра управления, от деятельности которого зависит принятие ответственных решений. Создается "поле" их инновационного стратегического мышления, оно по­степенно расширяется. Происходит втягивание в него инерцион­ного пространства, от мотивации человеческого наполнения ко­торого зависит расширение прорыва, его стратегический и так­тический успех или провал под влиянием инерции, консерватиз­ма, стереотипов мышления, действующих активно и в течение длительного времени. Профессиональная творческая интуиция органов государственного управления раскрепощается и пере­ключается на видение, проблемы с позиций будущих и настоящих механизмов ее решения.

Первый резерв прорыва — желание и политическая воля изменить ситуацию. Второй — гражданская позиция, мобили­зация стратегических ресурсов. Третий — поиск нетрадиционно мыслящих людей, прежде всего профессионалов, экспертов, способных предложить инновационные научные методы, модели исполнения социального заказа.

Существует несколько аспектов государственной управлен­ческой деятельности, где в современных условиях внедрение социальных технологий крайне, актуально. Прежде всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и от­слеживания общественного развития и соответственно реформи­рования организации и функционирования субъектов государст­венного управления. Нельзя управлять, если нет исходных данных для этого, своевременной, достоверной и полной инфор­мации. Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, аде­кватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показа­телей, чтобы они в целом давали реальную картину такой жизне­деятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; исполь­зование тождественных форм фиксации информационных матери­алов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.

Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического планирования комплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятель­ности разных органов государственной власти и местного само­управления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного. Нужны единые сроки и методики разработки предполагаемых мероприя­тий на предприятиях, в организациях, учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государ­ственных органах, идентичные формы и показатели программ­ных и плановых документов, взаимосвязанный, согласованный порядок прохождения и утверждения программ и планов, при­емлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, опреде­ленные механизмы взаимоконтроля и т.д.

Современная общественная практика свидетельствует о раз­витии межотраслевых, межтерриториальных, проблемных целе­вых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях — от международного (в рамках ряда стран), общего­сударственного до местного. Она также требует адекватных технологий, способных придать деятельности в данном направ­лении должную организованность, необходимую регламентацию и эффективность.

В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратеги­ческого характера. Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные варианты решений, изыски­вать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реали­зации, "состыковывать", согласовывать различные решения (и их положение) между собой, активно анализировать ход выпол­нения одних решений и учитывать его результаты при подготов­ке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Здесь осо­бенно нужны научно обоснованные технологии подготовки, при­нятия и реализации управленческих решений, начиная с унифи­цированного языка и кончая графическими формами конкрет­ных документов, организации их исполнения и контроля.

Вместе с тем самым слабым местом в государственном управ­лении остаются технологии контроля, связанные с непрерыв­ным наблюдением над управляемыми объектами, их изучением, измерением и сравнением, объективным соответствием их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях. В этом аспекте большой интерес представ­ляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий.

Весьма значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-право­выми, связанными с компетенцией соответствующего мероприя­тия (что оно может?), организационно-функциональными, вы­ражающимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социаль­но-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?), физиологическими (каковы самочувствие участ­ников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, в частности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный "управленческий" продукт.

Технологии государственного управления — это целое на­правление теоретических поисков и практических эксперимен­тов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управ­ления и одновременно усилением их роли (значения) в жизне­деятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и систе­му государственного управления без разработки и освоения инновационных технологий по всем важнейшим аспектам орга­низации и функционирования государственного управления, прежде всего стратегического планирования. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качест­венно новом осмыслении государственного управления. Инно­вационные технологии, если они реально состоятся в государст­венном управлении, должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного аппарата.

3. Важной целью политики формирования государственности России будет создание собственного государственного аппарата нового типа с демократическими процедурами подготовки и реализации государственных решений на базе самых современ­ных наукоемких технологий (информационных, обучающих, глобальных, внедренческих и др.).

Смыслом государственного регулирования должно быть спо­койствие общества, достижение состояния терпимости к инако­мыслию, толерантности. Каждый гражданин, будь он политик, чиновник, ученый, рабочий или предприниматель, должен осоз­нать сегодняшний момент российской реальности не как период безвременья, являющийся лишь подготовкой к будущему про­цветанию, а как не однажды бывший в российской истории сложный момент, всегда прежде преодолевавшийся.

В основу таких перемен и открытости государства обществу следует положить новый политический курс, выработать его с участием общества и на основе его концептуальных идей пред­ложить для осуществления. В экономической сфере его основой могли бы стать: многообразие форм собственности (частной, государственной, акционированной, коллективной, интеллекту­альной, народной и т.п.), которые, конкурируя между собой, давали бы максимальную пользу гражданам, создавая конку­рентную среду, а не мафиозный диктат. Разные формы собст­венности способствуют, как показывает международный опыт, преодолению монополизма и реализации творческих потенциа­лов людей, целых коллективов и предприятий. В социальной сфере новый политический курс характеризуется развитой сис­темой социальной защиты населения: бесплатной медициной; широкими государственными программами в области поддержки наиболее незащищенных граждан, культуры, науки, образования; открытым доступом всех граждан к выбору профессии, образова­нию, социальному продвижению. В политической сфере — развитым механизмом демократического регулирования общест­венной жизни, эффективной связью гражданского общества и государства. Последнее само создает условия для делегирования своих функций органам общественного самоуправления, дейст­вует в рамках закона и расширяет сферу волеизъявления своих членов. Особо подчеркнем, что такого государства в российском пространстве не может быть, если оно в духовной сфере не руководствуется приоритетами развития национальной культу­ры, ценностей своего населения, развития и защиты его интел­лектуальной собственности. Государство, надежно не финанси­рующее науку, образование, культуру, лишается собственной основы саморазвития, совершенствования, расширяет предпо­сылки для углубления кризиса политической системы, исключа­ет из механизма государственного регулирования все другие механизмы и современные методы научного управления. Поэто­му без возрождения национальной культуры, российской национальной идеи и ее органичной части — государственной идеологии — нет и не может быть российской государствен­ности в ее современном виде.

В целом наши исследования, анализ ситуации показывают, что в основу социальных преобразований в России пока положе­ны устаревшие и непригодные для нее модели модернизации и перехода к рынку. Прорыв в будущее, выход из кризиса невозможен без накопления потенциала развития, основу которого составляют интеллектуальные, управленческие, ду­ховно-нравственные и кадровые ресурсы общества. Именно они обеспечивают сбалансированность всех элементов модерни­зации, способствуют более правильному использованию тради­ционных ресурсов (природных, земельных, лесных, водных, демографических и т.п.), во многом определяют содержание национальной модели модернизации, последовательность и вре­менные параметры переходных мер.

Инновационное управление базируется обычно на широком использовании научных данных, разработке ряда альтернатив­ных проектов модернизации, свободном соревновании идей. Из них государственная политика формирует гибкий политический курс, учитывающий коренные интересы всех общественных сил, постепенно достигая их гармонизации, а не конфронтации. В период модернизации в систему мотивационных перемен неиз­бежно включаются демократизация всех общественных институ­тов, более широкое участие всех в управлении общественными делами, широко практикуется участие рабочих в управлении производством и распределении прибыли, что позволяет полу­чить более высокие мотивацию труда и его производительность, качество продукции, помогает преодолеть бюрократизм управ­ленческих структур, социальные, и трудовые конфликты.

В переходные периоды средствами государственного регули­рования экономики резко ограничиваются механизмы "чистого рынка", "свободной экономики". Из рыночных отношений вы­ключаются такие сферы жизни, как культура, наука, образова­ние, аграрный и социальный секторы защиты населения. Они развиваются с помощью мер государственного регулирования, крупных программ и проектов и четкой налоговой политики.

В системе ценностей общества государственная идеология утверждает: гражданское общество, подлинное самоуправление народа, народную приватизацию, преодоление последствий то­талитарного сознания, борьбу с бюрократизмом, распростране­ние общечеловеческих ценностей наряду с возрождением нациовальных традиций, собственной культуры. Вся их совокуп­ность не может быть заменена только возрождением религии и новым мышлением, это может породить в обществе явление "культурошока", парализующего энергию людей и их актив­ность в историческом процессе.

Отсутствие у государства четкой концепции модернизации общества с учетом его национальной специфики, надежного механизма ее осуществления порождает безинновационную по­литику, которая не может привести к желаемому результату. Более того, можно прогнозировать дальнейшее обострение меж­национальных и региональных конфликтов, рост социального напряжения и усиление сопротивления ходу экономических реформ со стороны населения, которое пока не включено в активный ход преобразований из-за отсутствия современного мотивационного механизма и реально существующих стереоти­пов сознания.

Для обновления российской государственности необходимы следующие факторы:

1. Укрепление российской государственности на демократи­ческой основе, развитие гражданского общества и подлинного народного самоуправления. Российское государство должно быть прочным, способным защищать коренные интересы своих граждан, обеспечивать национальную безопасность. Во всем цивилизованном мире государство является управляющим цент­ром выхода общества из кризиса, включения инновационных ресурсов овладения ситуацией. Беда России — в слабости ее государственности, которая находится в глубоком кризисе. Го­сударство во многом противопоставило себя своим гражданам, интересы которых призвано защищать.

Всеми силами необходимо укреплять российскую государст­венность, основанную на правопорядке, законопослушании, де­мократии, справедливости, на принципах местного самоуправле­ния, самодеятельности и национальной идеи.

2. В первую очередь следует отстаивать интересы националь­ной безопасности России, независимость и привлекательность ее внутренней и внешней политики, искать пути совместно со всеми конструктивными силами в области оздоровления экономичес­кой жизни, преодоления гиперинфляции. Россия — богатейшая страна, располагающая крупными ресурсами развития: природ­ными, земельными, лесными, демографическими.

Используются эти богатства, как показывает жизнь, очень неэффективно и расточительно. Около нефти и газа вьется немало мафиозных структур. Основное средство рационального использования традиционных ресурсов и включение их в "про­рыв" динамического развития России, каждого субъекта Феде­рации, большого и малого города, сельского района, обеспечения ее народу достойной жизни — обогащение интеллектуального, нравственного и профессионально-патриотического потенциала самого государства, его государственных органов и работающих в нем людей.

Политическим лидерам России необходимы гражданствен­ность, профессионализм и стратегическое мышление. Российско­му государству пора обрести понятную всем государственную идеологию, выверенный политический курс, обоснованные вза­имосвязанные между собой программы развития.

3. В сфере экономики назрела потребность в эффективном государственном регулировании экономических процессов, ди­намичном развитии социальной сферы и более полном исполь­зовании огромного интеллектуального потенциала России, уп­равленческой культуры, деловой активности каждого трудоспо­собного россиянина. Следует сместить акценты с варварского, хищнического разбазаривания природных ресурсов и превраще­ния России в сырьевой придаток развитых стран, мировую свалку отходов промышленности в сторону стимулирования и обогащения интеллекта, науки, сохранения генофонда, поддер­жания высокой нравственности и справедливой оплаты за ре­зультаты труда.

4. Возрождение и упрочение российской государственности возможны только на принципах российской многонациональной культуры, учета специфики образа жизни ее народа, героичес­кой истории, а не механического заимствования чужого опыта. Необходима активизация собственных интеллектуальных уси­лий и поиска инновационных методов решения сложных неор­динарных задач, изменение стиля мышления и всей философии государственного строительства и управления. Только тогда возрожденная российская государственность сможет ответить на ключевые вопросы современности, защитить своих граждан и обеспечить их экономическую и социально-культурную безопас­ность.

5. Государство, его законодательные и исполнительные орга­ны всем своим стилем работы, высоким интеллектуальным уров­нем управления, гражданственностью поведения должны укреп­лять в обществе, его общественном сознании уверенность в возможности выхода из кризиса, показывать его пути, механизмы и приоритеты, организовывать и мотивировать граждан на решение общественно значимых программ.

Правительство, неспособное к конструктивному решению на­зревших вопросов, должно быть отвергнуто обществом, постав­лено под его социальный контроль или заменено правительством общественного согласия и компетентных решений гражданских дел. Нагнетание страхов, катастроф, обвалов, предсказание неудач, навязывание новых мифов, возбуждение конфликтов — это не позиция сильного государства, стремящегося к достойно­му обустройству своих граждан.

6. Пришло время возрождения регионов России, гармонично­го развития территорий, которые сегодня остались без федераль­ной политики регионального развития, и каждый регион, не надеясь на центр, ищет собственные выходы из кризиса67.

7. В области государственной идеологии необходимо возрож­дение государственности, духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, чуждого нам образа жизни.

В центре внимания государства должны быть самые важные социальные институты: семья, школа, трудовые и территориаль­ные объединения людей. С их укрепления, успешной социали­зации граждан и начинается процесс активного участия людей в решении государственных дел, следовательно, возникают ре­шающие предпосылки для укрепления государственности в ее цивилизованных формах и делегирования важных функций управления своим гражданам.