logo search
ХРЕСТОМАТИЯ

3.2. Основные направления развития теории социальных технологий

Эволюция теории социальных технологий, как и социальных наук в целом, долгое время проходила под воздействием социально-философских идей модернизма, который включает в себя совокупность таких частных принципов, как монизм, фундаментализм, элементаризм, редукционизм, линейность, динамичность и др. Но уже к середине XX ст. социальные науки, развиваясь в рамках идей модернизма, обнаружили свою неадекватность в освещении социальной реальности, не обеспечили серьезной ее экспертизы и технологизации. Как справедливо отмечают многие авторы, на современном этапе описательные функции науки недостаточны, а ее рекомендательная и технологическая, т. е. ведущая к эффективному управлению роль "стала значительной и особенно ценимой лишь с середины XX в. и даже позже" [25, с. 82].

Другими словами, объяснительные теории, построенные на авторитете отдельных ученых, не дают проверяемых общественных прогнозов, а многие из них оказались фактически мифами. В образовавшемся своеобразном вакууме, как это ни парадоксально, открываются большие возможности для развития социальных технологий, но уже в русле новой, постмодернистской парадигмы.

Таким образом, к концу XX в. теория социальных техноло­гий стала активно развиваться в рамках уже принципиально иного, нового социально-философского течения, получившего название "постмодернизм", которому свойственны следующие характерные особенности. Во-первых, постмодернизм являются идейным противником модернизма как социально-философского и мировоззренческого течения, проповедующего безудержное развитие науки и научно-технического прогресса. Во-вторых, постмодернизм видит в качестве основной причины социально- экономических кризисов XX ст. прежде всего рационализм, лишенный духовно-нравственного и гуманистического начала. Поэтому он подвергает резкой критике технократическую парадигму развития общества как антигуманную, детерминистскую, приводящую к трагическим для него последствиям. В-третьих, если в методологическом плане рационализм опирается на идеи системности, целостности и детерминизма, а также на строгие количественные методы исследований, то постмодернизм проповедует хаос, распад, переходность, стихию, плюрализм, релятивизм и дополнительность, используя главным образом качественные подходы к осмыслению всего многообразия системных проявлений сути социальной реальности.

Для постмодернизма, таким образом, свойственно принципиально иное понимание целостности, когда часть и целое рассматриваются как суверенные и взаимопроникающие. Немаловажная его особенность – принцип когерентности, т. е. синхронизации и согласованности всех социальных явлений и процессов. Если модернистская технология, выстраивающая жесткие цепочки причинно-следственных связей, является строго детерминистской, то постмодернистская технология базируется на иных, более гибких, формах социального взаимодействия, таких как связь состояний, корреляционная связь и т. п.

Исходя из этих теоретических посылок, в последнее время формируется новая методология постмодернистских подходов к социальным технологиям. Так, если "жесткий" постмодернизм отрицает в определенной мере необходимость технологизации социальной сферы, считая ее негативным следствием промышленной технологизации, то "мягкий" постмодернизм, идеологически остывший от борьбы с модернизмом и рационализмом, по сути дела, сам того не желая, формирует более современную методологию рационализма и тем самым существенно влияет на методологические основы социальных технологий, выдвигая к ним принципиально иные требования.

Согласно этой методологии социальные технологии должны обладать следующими характеристиками: 1) отличаться полифункциональностью, полиструктурностью и многообразием проявлений; 2) обладать высокой адаптивностью, вариабельностью и стохастичностью; 3) находиться в подчинении человека и иметь строго гуманистическую ориентацию; 4) обеспечивать согласованность всего многообразия факторов окружающей среды, а также обеспечивать равновесие человека с социальной и природной средой; 5) основываться на принципе нелинейности социальных явлений и процессов; 6) использовать принцип синергизма при проектировании и построении социальных технологий, который приводит к умножению их эффективности. В рамках этой методологической парадигмы, как показывает анализ, выделяют три основных направления в развитии теории социальных методологий.

Первое направление связано с переносом внимания от индивида к социуму. Оно реализуется в русле концепции антропоцентризма, в центре которой находится человек, его ценностные ориентации, интересы и мотивы. По поведению человека в социальной среде делают выводы о состоянии социума, уровне его развития и зрелости, а также о возможностях его социальной технологизации.

Второе направление обозначают как социоцентрическое. Центр внимания в нем перенесен на исследование группы, сообщества, в результате которого выявляют характеристики, тенденции, закономерности и на основе этого делают выводы о возможностях технологизации поведения и действий человека в группе.

Третье, или интегративное, направление, на наш взгляд, является самым продуктивным, так как дает возможность наиболее предметно раскрывать динамику коллективистских (ассоциативных) и субъективно-личностных характеристик. Это направление вбирает в себя оба начала: с одной стороны, технологии процесса самореализации человека, проявление его способностей и задатков, а с другой – процесса взаимодействия, взаимореализации. Суть его состоит в разрушении противоречия между "взаимо" и "само" в пользу "самости", т. е. всестороннего воспроизводства универсально-целостного и гармонично развитого творческого человека [25, с. 30]. При этом формы социальной технологизации совместной жизни, способы взаимных связей и отношений (социальные качества) пребывают в гармонии с процессом свободного развития каждого индивидуума как важнейшего условия свободного развития всех членов общества.

В этой связи на первый план в технологизации социума выступает качество его социализации, а также роль в этом всех социально-технологических образований – социальных институтов: семьи, государства, трудовых коллективов, общественных и творческих объединений, политических партий, профсоюзов, образования, религии и т. п. Еще в середине XX в. известный социолог П. Сорокин убедительно раскрыл селективную функцию образования, его возрастающее значение в развитии современного общества.

Таким образом, социальность – это взаимообусловленность процессов и результатов совместной и индивидуальной человеческой жизнедеятельности. Проблема в том, что систему связей можно понимать как то, что существует "в людях" и "через людей", и как то, что существует "рядом с людьми" или "над ними". Соотношение общества и людей, социального и индивидуального проясняется в теории социальных технологий через анализ соотношения общества и государства. Если отождествить последние, то общество можно представить как особую систему, в которую "включаются" и где социализируются индивиды. Если же их рассматривать как разные социальные формы и, более того, характеризовать государство как одну из подсистем общества, то в общественных связях раскрываются их зависимости от движения сил и способностей индивидов, от самореализации людей.

В этом случае речь идет о гражданском обществе, о корпоративных интересах, их соотношении с личными и государственными интересами. При этом социально-технологический анализ ориентирован на изменение, динамику форм социализации, общества, государства, а также индивидной самореализации. Предпочтение при таком анализе отдают не общим определениям и категориям, а логике эволюции социальных связей и отношений.

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что теория социальных технологий – это наука о закономерностях технологизации социума в целях его более эффективной и рациональной социализации для включения социальных субъектов (человека, группы, общности, нации, народа, государства) в освоение ценностей мировой культуры, а также о динамике социальных форм, создаваемых людьми для разрешения сущностного противоречия между "взаимо-" и "самореализацией" и создания благоприятных условий своей жизнедеятельности в экодиалоге человека и природы.

Такая конструктивная, творческая теория социальных технологий должна базироваться на инновационной методологии, позволяющей разрешать в органическом единстве проблемы исследования и практического развития различных социальных систем [25, с. 31]. В результате этого значительно усиливается прикладной потенциал самой теории социальных технологий, расширяется ее научная база, повышается авторитет как интеграционной системы научного знания, обеспечивающей комплексный подход к технологизации явлений и процессов социальной жизнедеятельности.

Объектом теории социальных технологий при этом является человек, личность, социальная группа, общность, государство, нация, социальное пространство, социальные связи и отношения, но не в статике, а в динамике, т. е. в непрерывном изменении под влиянием социальной действительности. Предметом же исследования являются возможности и качество социальной технологизации общественной жизнедеятельности, интенсивность и эффективность этого процесса, а также проблемы соответствия социальных институтов, форм и методов их работы объективной потребности человека в самореализации, в развитии своего творческого потенциала, воспроизводства и самореализации социального интеллекта группы, общности, нации, народа.

Действительно, интеллектуально-инновационная революция знаменовала становление такого "мира изменений", в котором человеку уже невозможно адаптироваться, не занимаясь постоянно творчеством и саморазвитием на базе современных технологий непрерывного образования и самообразования. Подлинным прорывом на этом пути стало появление к концу XX ст. наукоемких, высокотемповых экономик и социальных систем, где все большее место занимают образовательные технологии. Что же касается технологии социализации, то, будучи универсальной, она состоит из множества частных, конкретных социальных технологий. Ее рассматривают как учение о социальных навыках, умениях и мастерстве в рамках социально-технологической теории, направленное на обучение рациональ­ным способам и приемам социального действия.

Социальное действие, направленное на "включение" социального субъекта в ценности культуры и жизни, а также "включение" человека в социальные связи, должно быть подкреплено прежде всего технологичностью социальной сферы общества, деятельностью его социальных институтов. Используя предложенную известным немецким социологом М. Вебером структуру социального действия, основанную на учете в нем меры и степени рациональности, можно гарантировать технологичность процесса социализации и целенаправленного гуманистического освоения социального пространства.

Таким образом, можно утверждать, что появившаяся новая отрасль научного знания – теория социальных технологий – и ее инструментарий (новые методы, способы и процедуры) направлены на достижение социального результата в соответствии с целями современного общества по более полному использованию ресурсов человека. Эта сравнительно новая область научного обществознания призвана дать ответ на вопрос, как с наименьшими издержками, без жертв и страданий добиться высокоэффективной совместной жизнедеятельности людей. В ее основу положена социология управления, исследующая процесс формирования социально-технологической культуры каждого современного человека, а не только специалистов в области менеджмента.

Разработка социальных моделей, программ, проектов, планов и адекватных им технологий общественного развития – это прерогатива не только теории социальных технологий, но и всех социальных наук, означающая полную реализацию ими своих прямых функций – аналитической, информационной, технологической, экспертной.

При этом в плане технологизации социального знания следует выделить три аспекта: во-первых, все то, что связано с исследованием соответствующих процессов, – социальные и личностные структуры; во-вторых, все, что имеет отношение к формированию своего рода "технологического" раздела в каждой отрасли обществознания, обосновывающего рациональные способы социального действия; в-третьих, то, что связано с теорией социальных технологий как особой научной дисциплиной, изучающей закономерности социальной технологизации социума и его подсистем, а также методы, средства и процедуры направленного воздействия на социальные объекты и, кроме того, проектирующей эффективные способы и приемы взаимодействия и самореализации людей.

Инновационная теория социальных технологий должна служить социальному обустройству современного общества. Поэтому необходима современная универсальная технология включения этой теории в механизм государственного управления, а также программа поддержки ее приоритетных научных направлений.

За критерий научной истины в инновационной теории социальных технологий можно принять проверяемый прогноз: изменяются ли условия жизнедеятельности людей в экодиалоге с природой и в какую сторону – социального прогресса или регресса. Отсюда следует и весьма широкий спектр социально-технологического освоения жизненного пространства – от технологий созидания до технологий разрушения.