Социологический проект о. Конта.
Французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857) - родоначальник и основоположник западной социологии как самостоятельной науки об обществе. Он считал, что общество функционирует как целостный социальный организм, определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов. Тем самым человек не автономно развивающаяся личность, а социальный субъект и как таковой играет ту или иную роль в обществе. Основу понимания Контом общества составляет позитивизм как философское направление. Позитивизм отрицает всякую ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта», отказывается от «философии» в пользу «науки». Свои представления об обществе Конт изложил в труде «Курс позитивной философии» (1830-1842).
В этой работе он дал классификацию наук, разделил естественные явления на неорганические тела, являющиеся предметом астрономии, математики, физики и химии, и органические тела, которые изучают биология и социология. Причем, биология, по Конту, есть, есть наука об индивидуумах, а социология – о человеческом роде. Социология должна изучать человеческое общество на основе собранных действительных фактов, освобождаться от метафизического и спекулятивного духа, приближаться по точности к естественным наукам. Конт подлинно социологическими считал лишь те знания, которые основываются на образцах естественных наук. Главное для него факт – наблюдаемое физическое явление. Это - основа позитивизма Конта.
Конт справедливо отмечал, что частные науки не могут дать точного знания об обществе, так как рассматривают социальные явления в их изолированности, а не взаимосвязи. Такие взаимосвязанные знания должна дать социология на основе собранных при помощи наблюдения, эксперимента, методов сравнения и исторического подхода позитивных фактов. Позитивный метод – это и способность успешно решать проблемы общества.
Конт включает в социологию социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общества, его структуру. Здесь Конт рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию. В структуре общества Конт выделял четыре класса: 1 – высший: представители наук, философии и эстетических видов деятельности; 2 – представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели); 3 – земледельцы; 4 – рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности.
В социальной динамике Конт развивает теорию общественного прогресса. По Конту, изменения в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. Изучение развития человеческого знания – исходная основа для исследования социального движения вообще. Основной закон интеллектуальной эволюции человечества по Конту – три ступени развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания.
Конт подчеркнул, что трем ступеням развития человеческого разума, соответствуют и три стадии развития общества. Основой первой стадии является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума. Здесь доминирует религиозная мифология, явления природы и общества объясняются действием сверхестественных сил. Эта стадия называется теологической.
На второй, метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Место религиозного воображения занимает опытное знание о явлениях внешнего мира и жизни людей. Однако, из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны. Эта стадия длится до возникновения капитализма, ее задача разрушить теологические представления.
На третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум исходит из научных наблюдений, сосредотачивается на исследовании реальных фактов. Теологический и метафический подходы к миру сменяются исследованием его законов. Таким образом, закон трех ступеней развития мысли выступает как теория общего социального развития. Основным условием гармонизации общества Конт считал стабильность. Гармония в обществе есть «гармония между целым и частями социальной системы», а также согласование всех сторон жизни общества (политической, экономической и духовной). Социальная гармония достигается с помощью науки. Закономерное и прогрессивное развитие общества подчиняется по Конту биологическим, астрономическим, климатическим законам, а также зависит от расового состава населения.
Заслуга Конта в его убеждении, что отдельная наука не может дать знания об обществе в целом. Только социология, опираясь на позитивное изучение конкретных фактов, дает его. Конт определил предмет и метод науки об обществе, назвал ее социологией. Но развитие общества он поставил с ног на голову, полагая, что социальный порядок выводится из логического. Его понимание общества было направлено на сохранение существующего капиталистического строя и сосредоточение власти в руках владельцев частной собственности.
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля