logo search
Первая столица

Глава 8

Залопанская часть

Немного южнее бывшего кинотеатра им. К. Маркса и Свердловского моста через речку Лопань был переброшен разрушенный во время войны Конторский мост. Он давал начало Конторской улице, названной так потому, что на ней располагалась Контора винных откупов.

Пройдя мимо бывшего ресторана и гостиницы «Версаль» (ныне отделение Академии культуры), мы оказываемся на уютной площади. Здесь в свое время высилась одна из древнейших церквей Харькова — Рождественская, позже разрушенная большевиками.

Кроме Рождественской церкви, от которой получила свое название Рождественская улица (ул. Энгельса), в районе Кон­торской располагались мусульманская мечеть и старообрядческая церковь. А в доме № 41 в начале ХХ века разместилась первая в Харькове станция «Скорой помощи».

Уникальность Конторской улицы состояла в том, что на ней не было домов, сооруженных в советское время, кроме здания телефонной станции. Однако щупальца градостроительного совета уже дотянулись и сюда. Ну, если не умеют наши архитекторы вписать свои коробки в окружающую застройку, если они бездарны, — может, не стоит реконстру­ировать этот район, а лучше реставрировать и привести в порядок?

Конторская улица упиралась в Карповский сад — излюбленное место гулянья харьковчан. Сад принадлежал купцам Карповым и в нем находился источник, который давал воду первому харьковскому водопроводу. Но если мы заговорили о гуляньях, то главной улицей в этом отношении была Благовещенская (улица Карла Маркса), где располагались увеселительные сады.

Наиболее знаменитым из них был сад «Тиволи», остатки которого сохранились за ДК пищевиков. Вряд ли пацаны, играющие тут сегодня, знают, что в начале ХХ века говорил об этом сквере депутат городской думы фон Дитмар: «Нигде кафе-шантаны не отличаются таким цинизмом и развращенностью, как в Харькове. Все эти «Эрмитажи», «Тиволи» являются открытыми развратителями нашего юношества, их давно бы пора уничтожить». Бедный поборник всеобщей нравственности фон Дитмар! Если бы он увидел нравы со­временной молодежи...

В бывшем здании музкомедии располагался театр «Мус­сури», где позже происходили все важнейшие съезды большевиков Украины. Именно здесь в декабре 1922 года съездом Советов было продекларировано вступление Украины в СССР.

Благовещенская улица, идущая от Университетской горки к Южному вокзалу, долгое время считалась одной из центральных улиц города, и неудивительно, что здесь на­ходилось много дворянских особняков. Например, на углу Благовещенской и Дмитриевской — один из старейших в Харькове. Он был построен 200 лет тому назад, и до революции тут хранилась великолепная коллекция Филоновых, представленная полотнами К. Брюллова, В. Васнецова, Т. Шевченко, И. Айвазовского. Сейчас здесь находится морг. Эти два факта любопытно сопоставить, когда мы говорим о пути, пройденном нашей культурой за последние 70 лет...

Во времена всеобщего обнищания, я думаю, вам небезынтересно будет узнать, как жили бедняки в славном городе Харькове. Ей-богу, они бы хохотали до слез, кабы узнали, что в их бывшей ночлежке расположилось такое важное учреждение, как управление ХТТУ. К слову сказать, в царских ночлежках на 100 обитателей приходилось 36 пьяниц. Сейчас, думается, эта цифра была бы существенно больше.

По количеству различных благотворительных заведений Харьков занимал одно из первых мест в империи. Например, на той же Благовещенской находилась лечившая рабочих и крестьян Александровская больница, построенная в честь чудесного спасения Александра Освободителя от угро­жавшей ему 25 мая 1867 года опасности. В этот день в Париже польским эмигрантом А. Березовским на него было совершено покушение.

Благовещенская улица упирается в самый большой в дореволюционном Харькове дом, принадлежавший (и при­надлежащий) управлению Южной железной дороги. В его строительстве принимал участие тогда еще молодой ин­женер П. Роттерт, позже прославившийся такими сооружениями, как Госпром, Днепрогэс, Московский метрополитен.

Первый поезд пришел в Харьков в 1869 году и был встречен радостными криками толпы. Трудно переоценить значение этого события. Ведь многие города, которые обошла железная дорога, просто пришли в упадок. Харькову по­везло. Он стал крупнейшим железнодорожным узлом юга России, а здание харьковского вокзала считалось одним из самых больших и красивых в империи. К сожалению, оно было взорвано во время Великой Отечественной войны и не восстановлено.

А вот старый почтамт (на Привокзальной площади) ­от­строили почти без изменений. Архитектором этого дома был А. Г. Мордвинов, известный как автор реконструкции главной улицы Советского Союза — улицы Горького в Москве.

При случае обратите внимание на небольшие балкончики на башне почтамта — в те годы они предназначались для почтовых голубей. На месте же привокзального газона стояла Александровская часовня, по имени которой нынешняя Красноармейская улица именовалась Александровской.

Развитие железных дорог способствовало процветанию городской торговли. На Рождественской, вокруг Благовещенского собора, вырос целый район, который получил название Харьковский Сити. Тут были сосредоточены склады и крупные мануфактуры.

Позднее в одной из них (ул. Энгельса, 6) разместилась выставка достижений народного хозяйства Украины, а на одном из домов (№ 17) сохранилось мозаичное панно работы, как гласит легенда, великого художника М. А. Врубеля.

В этом же районе когда-то находилась мужская гимназия, где учился историк М. М. Ковалевский, чьими трудами по истории первобытного общества увлекались К. Маркс и Ф. Энгельс. Так что можно сказать, что в создании знаменитой теории развития человеческого общества есть определенная заслуга харьковчан.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить об одном из старейших в Харькове Благовещенском рынке. Причем, что интересно, раньше территория рынка была островом, а рядом — на льду Лопани — устраивались традиционные кулачные бои.

А получил свое название этот базар от старой Благовещенской церкви. И произошло так: собрались харьков­ские купцы и решили, чтобы стоял в Харькове еще один великолепный храм, собрать огромные деньги — 400 тысяч рублей; и за 20 лет, уложив 7 миллионов кирпичей, построили зодчие поразительной красоты здание.

Да... Сегодняшние «спонсоры» и в подметки не годятся тем старым купцам — настоящим харьковчанам.