logo
Первая столица

Из истории жизни харьковских армян

Армяне, имеющие трехтысячелетнюю историю, не потеряли своей самобытности, не затерялись на задворках чужих государств, но, сохраняя свою генетическую память, с оптимизмом смотрят в будущее. Это один из самых древних народов, вступивших в новое тысячелетие с верой и надеждой на все самое лучшее.

Как уникален и неповторим каждый человек, так уникальна, своеобразна и неподражаема любая нация: большая и маленькая, кочующая и оседлая, с разным цветом кожи и разрезом глаз.

Предопределенность судьбы... Она есть у каждого народа. Армяне, находящиеся на рубеже двух миров, Европы и Азии, без конца подвергались завоеваниям и нашествиям. Гунны, персы, римляне, арабы, византийцы, монголы, османы — далеко не полный перечень тех, кто в течение долгих веков посягал на армянскую территорию.

Многострадальная судьба армянского народа сложилась так, что под многочисленными вражескими ударами и преследованиями бо5льшая часть армян вынуждена была искать спасения в других землях. Но это было не беспорядочное бегство людей в разные стороны. Армяне, дорожа своими древними традициями, обычаями, своими религиозными воззрениями, языком и культурой, стремились к компактному проживанию и в чужих землях. Так началось пересе­ление армян в разные страны и образование армянских ко­лоний.

Армянское расселение — это, пожалуй, явление исключительное в мировой истории. Армянские поселения и колонии основывались в Греции и Италии, Голландии и Франции, Индии и Иерусалиме, в Крыму и на Западной Украине.

В Россию армяне впервые пришли во второй половине XI века по приглашению одного из киевских князей в качест­ве военной силы и искусных врачевателей. А спустя почти восемь столетий Восточная Армения вошла в состав Российской империи, где армяне играли достаточно видную роль. Например, граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов стал первым генерал-губернатором Харькова. В дальнейшем он занимал посты министра внутренних дел и даже премьер-министра России.

Что же касается Украины, то здесь со времени крещения Руси (988 г.) и до конца XV века было четыре мощных волны армянской эмиграции. В Украину армяне привезли с собой тысячи рукописных книг, украшенных дивными миниатюрами: песни, переводы из Аристотеля, труды по анатомии, лечебники, басни Вардана Айгекци, произведения Григора Нарикаци и Нерсеса Шнорали. В XVI веке армянские школы существовали во многих городах Украины, где обучали армянскому, латинскому и польскому языкам, географии, арифметике и ри­торике. За пять столетий (XIII—XVII вв.) в Украине возникло свыше 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек. В XVI—XVII вв. армяне жили в 50 населенных пунктах. К концу XVII века в Украине было уже 70 армянских колоний, куда входила и харьковская.

Армянская община Харькова весьма многочисленна и су­ществует не одно столетие. В Харькове армяне жили почти со времени его основания, хотя община сначала была небольшой. Известно, что в 1860 году численность мужчин и женщин армянской национальности, проживающих в Харькове, составляла всего лишь 24 человека. В 1879 году — 85 человек. Однако община росла быстро и жила насыщенной жизнью.

Как такового армянского поселения в городе не было. Армяне жили не концентрированно. В центре города находился и находится по сей день Армянский переулок, первые упоминания о котором относятся к 1830-м годам. Он вовсе не был населен исключительно переселенцами из Армении. Здесь поселились всего лишь несколько армянских семей. До начала XX века армянская община была сравнительно небольшой. В городе насчитывалось 600 армян. Но при этом уже действовали две армянские церкви. После рокового для армянского народа 1915 года численность армян в Харькове возросла до трех тысяч. А сегодня, спустя сто с лишним лет, около 1% всего населения города составляют армяне.

Армянские поселенцы в начале ХХ века занимались исключительно выпечкой и продажей хлеба. В 1910 году в разных концах города находилось свыше 20 булочных и пекарен, принадлежащих армянам. Продукция их пользовалась большим спросом у населения. Занимались армяне и разнообразной торговлей и ремеслами, например, были сапож­никами, шили хорошую обувь. После турецкого геноцида 1915 го­да община пополнилась беженцами из Армении. Наш город стал для них родным, предоставив кров и работу. В 1920 годы численность харьковских армян превысила 3000 че­ловек. У армян появились детский сад и школа, где они могли получать полноценное среднее образование, изучая армянский язык, музыку, танец, национальную культуру и традиции своего народа.

Например, в здании на пересечении Московского проспекта и переулка Короленко, совсем близко к Армянскому переулку, находились в одном помещении армянский дет­ский сад, армянская школа и клуб. Что касается детского сада, то это было обычное государственное детское учреждение, с той лишь разницей, что все учащиеся в нем и персонал были армяне: директор, воспитатели, малыши, число которых было всегда достаточно небольшим.

А вот история некогда существовавшей в Харькове польско-армянской школы заслуживает отдельного рассказа. Ар­мянская школа просуществовала в Харькове приблизительно с 1920-х годов и вплоть до 1941 года, до начала Великой Отечественной войны. Сначала здесь же, на пересечении Московского про­спекта и переулка Короленко (дом разрушен во время войны), а в 1936 году армянская школа и клуб переезжают в здание на углу Пушкинской улицы и Театральной площади. Говорят, до революции здесь было армянское церковно-приходское училище, затем разместились армянская школа и клуб, а в наше время обустроился институт повышения квалификации учителей.

До сегодняшнего дня школу называют польско-армян­ской. Объяснение этому очень простое. На первом и втором этажах здания располагалась армянская школа, а на втором — польская. Любопытно и то, что тут же, на первом этаже, одну-един­ственную аудиторию занимала ассирийская шко­ла, количество учеников которой составляло всего лишь пять человек. Вот так один дом объединил в себе три совершенно разных народа. Не правда ли, это символично для нашего города?

Школа была государственной и гарантировала среднее образование. Здесь учились армянские дети и дети от смешанных браков. Каждый день в 8.30 ученики садились за парты и после четырех-пяти уроков возвращались домой. С 1-го по 3-й классы преподавание шло только на армян­ском языке. В обязательном порядке школьникам преподавали четыре языка: армянский, начиная с третьего класса — русский, украинский, а также немецкий, который вводился с пятого. Изучали математику, историю СССР, ботанику и гео­графию. Директором школы был учитель по фамилии Вардапетян.

В этом же здании, напомним, находился и армянский клуб. Школа и клуб, конечно же, активно сотрудничали. В клубе все дышало творчеством. Там был танцевальный кружок, драматический, руководителем которого стал учитель армянского языка Сароян. Он поставил вместе с ребятами пьесу на армянском языке под названием «Пули—Пуги». Организовывались замечательные концерты, где звучали армянские песни, исполнялись национальные танцы, и все веселились от души. Такие праздники устраивались на Новый год, 1 Мая, 7 Ноября, проводились различные школьные и внешкольные мероприятия. Например, о танцевальном коллективе армянского народного танца при клубе знали далеко за пределами нашего города. Участвуя в различных конкурсах, много раз он занимал первое место по Украине. Профессиональный уровень коллектива был настолько высок, что харьковский театр музыкальной комедии пригласил самодеятельных артистов принять участие в постановке музыкального спектакля «Кото и Котэ». Клуб стал центром притяжения армянских детей и их родителей.

И еще один интересный момент из жизни армянской школы. Слово «ынгер» в переводе с армянского означает «то­варищ». В школе существовало незыблемое правило: учащиеся должны были обращаться к своим учителям не иначе, как присоединив к фамилии учителя обязательное совет­ское «товарищ». Обращаясь, ученик говорил: «товарищ Гемо­ян» или «товарищ Сароян». А учителя, в свою очередь, обращались к детям исключительно по фамилии.

С 1936 года в школе все меняется. Уже тогда можно было четко проследить, как резко уменьшается количество учащихся армянской национальности. Добирали учеников за счет русскоговорящих детей. Школа из армянской постепенно становилась русской. Если в первом классе было до 30 детей, то уже к пятому оставалось около десяти. С 1936 го­да был прекращен набор в 3—4 классы. В 1937-м в первый класс набрали всего лишь три ученика. Жизнь в армянской школе постепенно угасала. Этому были две причины. Во-первых, многие армянские семьи отдавали или переводили своих детей в русские и даже украинские школы, понимая, что Харьков, Украина стали для них и их детей родиной. С этим городом они связывали все свои планы. Во-вторых, 1936—1937 годы — время страшных репрессий. Они не обо­шли и наш город. В нелепых заговорах против советской власти были обвинены, а затем арестованы директор школы Вардапетян, учитель армянского языка Сароян, учитель ино­странных языков Бжекян. Их места, естественно, занимали русскоязычные учителя. В школу не приходили дети, чьих родителей увозили ночью без суда и следствия.

С 1938 года перестал работать и армянский клуб. Директору клуба и участникам художественной самодеятельно­сти были предъявлены обвинения в организации несуществующего националистического заговора, после чего все они бы­ли репрессированы. Школа просуществовала до 1941 года. В сентябре 1941 года, несмотря на начало войны, в школу пришли ученики, но из-за постоянных бомбежек города занятия прекратились. Так война поставила окончательную точку в истории существования польско-армянской школы в нашем городе.

Но и это еще не все. В период репрессий тридцатых годов в Харькове пять человек, организаторов и самых активных участников армянской общины, обвинили в создании антисоветской боевой террористической организации «Даш­накцутюн». В нее якобы вошли Карапет Михитарович Еганян, священник харьковской армянской церкви, и председатель харьковской армянской общины Азат Григорьевич Чилутьян. Этот человек, возглавив общину, многое сделал для ее развития и становления. В заключительном постановлении по следст­венному делу № 68 085 читаем: «Харьковским Областным Управлением НКВД вскрыта и ликвидирована террористическая организация «Дашнакцутюн», ставившая своей задачей отторжение Армении от СССР и создание буржуазно-националистического государства под протекторатом Англии, готовившая боевые и террористические группы для переброски в Советскую Армению и уча­стия их в готовившемся организацией вооруженном восстании, начало ко­торого приурочивалось к моменту военного нападения на СССР».

В 1938 году ни в чем не повинные люди были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 28 мая 1938 года. Азату Григорьевичу Чилутьяну тогда было 26 лет. И только спустя двадцать один год, 29 мая 1959 года, Постановлением Президиума Харьковского областного суда дело в отношении Чилутьяна А. Г. и других прекращено за недоказанностью, а 24 февраля 1992 года Азат Григорьевич был полностью реабилитирован.

Вместе с представителями других национальностей, живущих в Харькове, армяне пережили репрессии и войну, голод и разруху, вместе возрождали город, их вклад в историю и культуру города трудно переоценить. Хорошо помнит войну, особенно Харьков в военные годы, мать видного харьковского юриста Сергея Павловича Хачатряна — Мария Никитична. В апреле 1941 года вся ее семья — отец, мать и пятеро сестер приехали в Харьков. Когда началась война, Нине Демурчан было всего 16 лет. Семья питалась тем, что удавалось обменивать на базаре. Спички, мыло, иголки меняли на хлеб, картошку. Так продолжалось до февраля 1943 года, первого освобождения Харькова от немцев. А уже в августе 1943-го восемнадцатилетняя Нина получает повестку из Ленинского РВК о призыве в армию. Райвоенком подполковник Кораблев направил девушку на службу в отдельную штабную роту, которая располагалась на ул. Дзержинского, 10. Роту держали в Харькове до особого распоряжения. Однако вскоре пришел приказ оставить подразделение в городе. Работала Нина телефонисткой. В подвале дома «Саламандры» был оборудован командный пункт, где круглосуточно теле­фо­нистки сообщали командному составу о воздушных тревогах, о готовящихся вражеских налетах, различных ЧП. В обязанности также входила охрана городских объектов. Часто приходилось вместе с другими охранять известный дом на ул. Иванова, где останавливался Никита Хрущев, приезжая в Харьков. Когда война закончилась, Нине было всего лишь 20 лет.

Для двоюродного брата Нины Никитичны, Антона Петровича Тертерьяна, война началась в 1943-м, а закончилась лишь в 1950 году. В семнадцать с половиной лет с группой молодых людей он ушел на фронт. Всю войну был снайпером, принимал участие в освобождении Харькова, Никополя, Днепропетровска, словом, освобождал Украину. Затем были Румыния, Венгрия, Чехословакия. В 1945-м в городе Тернава в Словакии ему вместе с другими солдатами казалось, что война уже закончилась. Засобирался рядовой Тертерьян домой. Взвод грузился в машины, мечтая о встрече с родными. Но все произошло иначе. Впереди была еще война с Японией, затем — четыре года службы на Сахалине. В общей сложности армейская служба затянулась у него на семь с половиной лет. Сегодня Антон Петрович Тертерьян — заместитель председателя Харьковского областного комитета международного украинского совета ветеранов войны, полон сил, оптимизма и вместе с другими ветеранами активно занимается общественной деятельностью.

В послевоенные годы армянская община продолжала жить своей жизнью. Может быть, не так активно и сплоченно, ведь люди еще хорошо помнили времена сталинских репрессий и были напуганы. Для того чтобы армяне сохранили свои традиции, язык, обучали детей ис­тории своей родины, имели возможность общаться и встречаться на различных праздниках и мероприятиях, много сделали Анатолий Азатович Чилутьян, Сергей Павлович Хачатрян, Сероп Князевич Саакян и многие другие. Так была организована харьковская городская община.

Членом городской общины сегодня может стать любой армянин, проживающий на территории Украины и признающий ее устав. В нее также входят люди, которые ранее много лет проживали в Армении, хорошо знают язык, традиции и культуру этой страны. Сегодня совет правления общины составляют 23 человека — лучшие представители харьков­ских армян. Возглавляет общину Сероп Князевич Саакян, заме­ститель председателя — известный в городе предприниматель Александр Давтян.

Еще раньше, в1999 году была образована Харьковская областная общественная организация «Армянская национальная община» во главе с председателем — Самвелом Грантовичем Хандамиряном. В том, что в Харькове был построен Храм армянской апостольской церкви Сурб-Арутюн, во мно­гом его заслуга. Он активно курировал все этапы строительства церкви. У общины есть и воскресная школа, и своя газета «Канч» («Зов»). А еще суще­ст­вует молодежная организация, танцевальный коллектив и собственный сайт.

О каждом представителе армянской элиты можно долго и много рассказывать. Но всех их объединяет одно: все, чего они достигли в жизни, — результат, прежде всего, огромного труда, стремления стать достойным человеком, лучшим представителем своего народа. Эти люди заслужили право влиять на жизнь города и общества.

В начале XX века гордостью армянской общины были вы­дающиеся медики: Степан Сурукчи, который во время ви­зитов Шаляпина в Харьков наблюдал и лечил выдающегося певца, врач-рентгенолог Хармардарьян, акушер-гинеколог Вартастьянс и другие. Несколько лет оркестром оперного театра руководил Арнольд Маргулян. Ну и как не вспомнить великого художника-мариниста Ованеса Гайвазяна, вошедшего в историю как Иван Айвазовский, который оставил ряд своих работ в частных коллекциях харьковчан и неоднократно приезжал в Харьков. В память о пребывании Айва­зовского в Харькове в нашем городе его имя носит улица и два переулка. Сегодня в Харькове живут и работают такие известные представители науки, искусства, бизнеса, как худо­жественный руководитель театра им. Пушкина Александр Барсегян, доктор народной медицины Гаги Кавакян, профессор, академик, многолетний директор «Харьковкоммунпромвод» Валерий Петросов, академик Моргулян, директор ЗЭМИ Юрий Константинович Карапетян. Кто из музыкантов, выпускников харьковской консерватории, не знает Сурена Гарниковича Кочеряна, профессора, замечательного пе­дагога, музыканта, ученики которого работают по всему миру, или директора харьковской Муниципальной галереи Татьяну Тумасьян. Знаменитый художник Вагрич Бахчанян, мастера живописи Вачачан Норазян, Евгения Моргулян являются лауреатами республиканских и международных выставок, с их творчеством знакомы во многих странах мира. Харьковчане, конечно же, с добрым сердцем и большим уважением вспоминают ныне покойного известного политического и об­щественного деятеля, правозащитника Генриха Алтуняна, в прош­лом диссидента, который для многих стал примером человеческой порядочности и настоящего мужества.

Многие армянские семьи живут в нашем городе уже более века. В Харькове они построили свои дома, воспитали детей, внуков, реализовали себя и дали образование своим детям. Армяне продолжают прибывать в Харьков и в по­следние десятилетия. И на то есть самые разные причины. Например, после землетрясения в Армении сюда приез­жали целые семьи, оставшиеся без крова. Им оказывали под­держку люди разных национальностей, в том числе и армян­ская община. Постепенно, благодаря своему трудолюбию, силе духа и целеустремленности, они добивались поставленных целей, создавали, строили, часто проходя через испытания и преодолевая преграды.

Находясь за пределами своей исторической родины, разбросанные по вcему миру армяне объединяются, чтобы сохранить свою самобытную культуру, язык, традиции. Этот стойкий, мужественный и трудолюбивый народ, пережив множество войн и землетрясений, продолжает печь хлеб, растить детей, создавать на земле красоту. Армяне благо­дарят судьбу за то, что на Слобожанской земле они нашли и себя, и свою душу, а значит, Бога и храм.

Татьяна Оноприенко