logo
Первая столица

Часть 4

Город восходящего солнца

Жалко, что не существует железнодорожных круизов. На­пример, Париж—Шанхай. Небыстрая езда в поезде с вечерними раутами, томными танцами, увлекательными экскурсиями в значительных городах, таких как Владивосток.

Мне кажется, в столицу Приморья нужно въезжать имен­но по суше. Пригороды, забитые стоянками с японскими автомобилями на продажу, многочисленные зоны отдыха — например, дом отдыха имени Сергея Лазо (так себе отдых в па­ровозной топке). Впрочем, обойдемся без цинизма.

Сойдя с поезда после недели поездной качки, я почувст­вовал себя заправским матросом, которого шатает в разные стороны, и земля мне пухом не казалась. Разница во времени с Харьковом — восемь часов, что довольно часто приводило к казусам во время сеансов связи с родиной.

Сам город чем-то напоминает Севастополь и это легко объ­яснимо, если вспомнить схожий статус обоих городов как баз военно-морского флота. Правда, Севастополь значительно чище, да и постарше будет. Владивосток основан несколько позже, в 1860 году.

Железнодорожное сообщение между Тихоокеанским фор­постом России и Москвой было проложено в 1903 году, и, пожалуй, с того времени вплоть до Первой мировой войны и революции длилась эпоха архитектурного расцвета Владиво­стока. Здания, сооруженные в этот период, до сих пор украшают центр города. Советское время, в свою очередь, принесло Владивостоку фактически официальный статус столицы При­морья и славу крупного промышленного центра Дальнего Востока, хотя и изуродовало набережную шедеврами социалистического реализма.

В городе в разное время жили и бывали путешественник Пржевальский, писатель, автор повести «Дерсу Узала» Арсеньев и другие знаменитости. Долгое время Владивосток был базой Тихоокеанского флота и являлся городом закрытым. А сейчас крупнейший город России на Тихом океане становится крупным туристическим центром, куда устремляются азиаты взглянуть на загадочную матушку-Русь.

Интересно, понимают ли иностранцы тот факт, что Владивосток со своим сравнительно небольшим, 600-тысячным, населением в Европейской России или Украине был бы всего лишь заштатным областным центром? Для них это — витрина азиатской, сибирской России, видимо, весьма удивляющая их своим довольно мягким приморским нравом. Температура в январе здесь редко опускается ниже 10 градусов мороза.

Местность вокруг гористая, и когда выпадает снег, автомобильное движение мгновенно парализуется, да и как может быть в городе, где борьба с пробками на дорогах ограничивается лишь преднамеренным отсутствием светофоров.

Современный Владивосток поражает путешественника числом автомобилей. На 600 тысяч человек населения в лич­ной собственности горожан находится 350 тысяч автомобилей. Причем, практически все они японского производства, т. е. с правым рулем. Низкая цена машин (раза в четыре дешевле, чем у нас) определяет не только их чудовищное количество и длину заторов на узких улицах города, но и большое число женщин за рулем — верный признак второго автомобиля в семье. На каждого дееспособного жителя города приходится в среднем два с половиной авто.

Человеку, сидящему на переднем сиденье в японском авто­мобиле (по-нашему, по-левостороннему, на месте водителя), не позавидуешь. Если на условные педали я еще инстинктивно нажимал, то из-за отсутствия руля даже слегка подташнивало от страха. Недаром в России водители с опытом вождения во Владивостоке ценятся особо.

Еще один из стереотипов нашего восприятия Владивостока — желтые лица и красные икры, то есть китайские турис­ты и лососевые рыбы. И если об икре я рассказал, то прочих морских гадов можно запросто купить на местном рыбном рынке, хотя ассортимент океанских чудищ меня, сухопутного харьковчанина, не слишком смутил — скорее, напугал. Но рыбных ресторанов здесь немного, и это странно.

Ну и возвращаясь к интуристам — китайцев я во Владивостоке почти не видел — так, несколько китайских ресторанчиков в районе улицы Фокина — тамошнего Арбата, в царское время Владивостокского чайна-тауна. А может, еще не наступил туристический сезон имени 26 пекинских эмиссаров?

Следует сказать, что пока украинские граждане отдыхают в Турции, тамошние россияне запросто ездят в Поднебесную погреться в китайских банях. Думаю, среди этих ту­ристов много и наших соотечественников. Если верить дип­ломатам, а во Владивостоке функционирует и украинское консульство, здесь у каждой второй семьи — украин­ские корни. Существует даже национальный хор «Горлица». А вот экономические связи с богатейшим Приморским краем почти отсутствуют, и это глупо. Сочетание патриотизма и материальной выгоды есть великая движущая сила прогресса. Здесь активно работают москвичи, азиаты, и только страна, раньше связанная с этим краем тысячами людских судеб и исторических нитей, довела ситуацию до того, что о ней на Дальнем Востоке почти ничего не знают.

10 лет назад «Первая Столица» начала свое движение от Атлантики и вот «на Тихом океане свой закончила поход». И как прежде я убежден, что именно в таких расстояниях измеряется большая Европа, а не хуторянской дистанцией от Львова до Киева. Впрочем, каждый мыслит своими категориями, и воздастся каждому по вере его.

2006 г.