О любви к Украине
Сколько раз мне приходилось слышать обвинения в антипатриотизме — и по поводу сюжета, снятого для программы «Политбюро», и раньше, когда я работал в «Ленінській зміні», «Ориентире», снимал «Первую Столицу». После недавнего показа по «Останкино» фильма «За окнами август-2», к которому наша съемочная группа также приложила руку, снова несется давно привычное: «Не надо выносить сор из избы! Это непатриотично!»
Но позвольте, господа, если не выносить сор из избы, то ваше жилище очень скоро превратится в обыкновенный свинюшник! Что же касается моего хваленого антипатриотизма, то не стоит очередной раз вычислять меня как армянского инородца, разоблачать как русского шовиниста и уличать как безродного космополита — я все скажу сам, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, Я НЕ ЛЮБЛЮ СОВРЕМЕННУЮ УКРАИНУ!
Тот, кто лишь это и хотел услышать, может сразу отложить данную статью и начинать писать возмущенное письмо в редакцию под псевдонимом «Розбудовник». Ну а пока он пишет, я продолжу.
Если мы изучим исторический опыт Руси и Западной Европы, то убедимся, что период феодальной раздробленности (очень схожий с нынешней ситуацией) имеет и свои достоинства. Различные территориальные образования — княжества, герцогства, графства, — стараясь выжить, отчаянно конкурировали между собой, каждое из них стремилось увеличить собственное влияние и стать мощным притягательным центром. Это подразумевало не только военную силу, но и экономическую мощь, крепкие позиции в идеологии и культуре. Как результат конкуренции мы видим на большей части Европы возрождение почти угасших в период раннего средневековья ремесел, торговли, искусства. Потом, когда позитивная энергия распада огромных государств Карла Великого, Ярослава Мудрого и др. иссякла и раздробленность начала тормозить дальнейшее развитие тех же ремесел, торговли, культуры, пошел новый виток централизации, создание новых империй и снова — распад. Это процесс циклический, периодически повторявшийся.
Почему же в Украине, крупнейшем из обломков Российской империи, сегодня не наблюдается ни малейших признаков подъема? Наоборот — все катится в тартарары. Ответ, на мой взгляд, достаточно прост — новое государство начали возводить на гнилом фундаменте, в пылу борьбы за власть, исходя не из реального положения дел и потребностей развития, а выдавая желаемое за действительное. Попросту говоря, в фундаменте нашего государства лежит огромная ложь, а построенное на лжи государство обречено на вырождение и гибель (Советский Союз, кстати, наглядный тому пример).
Массовое движение за независимость нынешней Украины началось тогда, когда рядовой гражданин, потрясенный откровениями горбачевской гласности, спросил сам себя: «Почему же мы — самые читающие, самые черноземные, самые сахарные — живем хуже, чем в любой развитой стране мира?» Чем сильнее возмущение, тем быстрее требуется программа действий, тем скорее необходим виновник. И вот на этом нехитром «Что делать?» и «Кто виноват?» сколотили себе политический капитал новые «вожди народа» (в переводе на древнегреческий — демагоги). Точнее, вожди толпы, ибо народ, собранный на митинг, слитый в единую экзальтированную массу, превращается в толпу. Ее не интересуют серьезные экономические выкладки и исторические справки, она ждет доходчивого ответа на мучающий ее вопрос. И ответ был дан, древний, как сама война: «Вы плохо живете, потому что вам мешает чужак!»
А чтобы данное утверждение не было столь голословным, на нас обрушили град леденящих душу цифр. Самой страшной и убедительной в этом изобилии числительных оказалась цифра в 120 миллиардов рублей. Именно такую сумму, по оценке руховцев, Советский Союз ежегодно выкачивал из своей самой обездоленной колонии — Украины. Совершив несложные арифметические действия, каждый мог подсчитать, во сколько раз он станет богаче, ежели перестать кормить чужака, а тут еще и внезапно расплодившиеся листовочки от «Дойчбанка», утверждавшие, что мы лучше других республик готовы войти в рынок, да плюс сравнительные таблицы, из которых следовало, что на каждую душу населения Украина производит, выращивает, добывает больше, чем развитые страны Западной Европы.
Все это была ложь. Циничная ложь тех людей, которые уверенно шли к власти. И обманутые, просто желавшие жить немного лучше люди положили эту ложь вместе с результатами референдума в основу независимой Украины — ее экономику. Выдали желаемое за действительное.
На самом деле из Украины вывозилось товаров на сумму в 25 миллиардов рублей, т. е. в 5 раз (!) меньше руховских оценок. Более того, значительная часть этих средств возвращалась в республику через центральное финансирование различных программ. А в пересчете на мировые цены товарооборот между Россией и Украиной оборачивался колоссальным минусом для последней.
Все мало-мальски интересующиеся этим вопросом уже тогда знали эту статистику. Государственные мужи не могли не знать и того, что основа современной экономики — энергетика и энергоносители, то есть электричество для станков и горючее для транспорта. Знали, что в этом вопросе мы целиком зависим от России, и — воистину, нет предела человеческой глупости — утопили единственную возможность хоть как-то продержаться на плаву, то самое пресловутое СНГ.
Как ни странно, сей абсурдный с точки зрения здравого смысла шаг был продиктован определенной логикой — логикой борьбы за власть. Приходило время расплачиваться за изначально лживые предвыборные обещания. И как всегда в таких случаях, появляется призрак врага, то ли еще не снявшего, то ли набросившего на свободолюбивый народ Украины имперский хомут.
Однако попытка переложить ответственность за бездарное руководство страной на внешние причины закончилась плачевно. «Враг» юмора не понял — попросту перекрыл нефтяной кран, и ставшая заложницей политических амбиций экономика Украины упала на колени.
Впрочем, это уже не имело значения, ибо главная цель была достигнута — под шумок борьбы за «самостийность» у власти закрепились те люди, которые, собственно, и боролись за нее последние годы. Экономика была оставлена за перекрасившимися в цвета национального флага коммунистами, а в области идеологии вакантные места заполнили руховцы. Все равно управлять серьезным государственным механизмом они не способны, что доказал с треском провалившийся на посту вице-премьера лидер «Народной Рады» Игорь Юхновский.
В идеологии наши правители традиционно сильны. Если в экономический базис независимости была положена откровенная фальсификация, то здесь они предпочитают действовать тоньше. Когда бесконечно растущие цены на хлеб и крах ублюдочного (не могу найти другого слова) купона очевидны всем, то, спрятавшись за мраком истории, руховцы могут врать относительно безнаказанно, причем избрав для этого худшую форму лжи из коммунистического арсенала — молчание. И вот уже приторно-розовые страницы «вечной дружбы братских народов» оказались однообразно замазаны черной краской, что тоже глаз не радует.
Да и разве станешь гоняться за каждым новоявленным идеологом, доказывая, что за три столетия существования в «российско-советской империи» Украина увеличила свою территорию в пять раз? В том числе за счет областей, никогда не входивших в этническую Украину (Крым, Донбасс, Новороссия). Не будешь объяснять каждому обманутому, что восславленный сегодня за свои антимосковские взгляды гетман Юрко Хмельницкий убит вовсе не москалями, а казнен по приказу турецкого султана, у которого он состоял на службе. И не за любовь к независимой Украине, а за то, что он лично убил на свадьбе мать новобрачной, не уплатившей налог на венчание (который Хмельницкий самоправно ввел на «подведомственной» территории). Невозможно убеждать каждого школьника, что Мазепа был клятвопреступником, за которым пошла крохотная часть украинского народа, а именно — его личная охрана, горстка запорожских казаков и больше никого. Разве можно рассказать каждому студенту, что весь XVIII век украинцы — от мужа царицы Елизаветы Разумовского до канцлера Безбородко — оказывали колоссальное влияние на всю политику империи. Что в духовной жизни России вплоть до начала XIX века все епископские кафедры монопольно занимали выпускники Киево-Могилянской академии. И не будешь спорить с телевизором, когда очередной раз услышишь, что Шевченко выкупили из крепостной зависимости некие безымянные «современники», а не русский поэт Жуковский и его товарищи.
Но, возможно, я ошибаюсь, и то вранье, которое обрушивается на нас каждый день со страниц газет, экранов телевизора, передач, радио, — это ложь с благой целью, ложь во спасение? Спасение народа, утерявшего свои корни, возрождение его культуры и языка? И вроде все о том свидетельствует — открываются украинские школы, национальные театры и галереи. Может, высокая цель поддержания культуры оправдывает вложенные средства? Однозначно — нет!
Национальная культура и искусство превращаются в неотъемлемую часть официоза, и нет для них большей опасности. В стране, откуда мы все родом, официальное искусство всегда становилось объектом презрения. Более того, неофициальная культура, или так называемый «андеграунд», подчеркивая свое противостояние власти, возьмет на вооружение русский язык. А ведь андеграунд — это контркультура наиболее мыслящей части молодежи.
Существует важная закономерность. Расчищая топором дорогу украинскому языку, многие забывают, что в отсутствие необходимых раздражителей и стимулов качество продукции неуклонно падает. Известно также, что искусственно наращиваемая сегодня потребность в украинском языке — (переход школ и вузов на «держмову», составление новых учебников, техдокументации, комплектование все растущего бюрократического аппарата) — в принципе не может быть полностью удовлетворена из-за нехватки квалифицированных кадров. Это приведет к снижению требований к качеству языка и качеству всего, что на нем создается. Возобладает, вернее уже возобладал, принцип экстенсивного развития. Плюс огромное количество приспособленцев и халтурщиков, готовых воспевать любой режим, лишь бы их пустили к богатой государственной кормушке. Часто по радио и телевидению приходится слышать такие опусы, что уши вянут безнадежно. Говорить, будто массовый поток профанации обозначает возрождение и расцвет украинской культуры — значит снова выдавать желаемое за действительное.
Перекосов в одну или другую сторону можно избежать только одним способом — введением языкового равноправия и честной конкуренции. Хотя нас — как обычно — пытаются убедить в обратном. И опят врут.
Нас, как и прежде, заставляют жить по лжи. Нынешнее государство ничуть не лучше большевистского, фактически — одно и то же. Те же первые лица в высоких кабинетах, та же борьба с инакомыслием через правительственные средства массовой информации, та же унитарная, удушающая модель государства, тот же раздутый до абсурда бюрократический аппарат. То же маниакальное стремление к достижению некой великой цели. То, что немного сменились акценты и сменилось имя внешнего врага, ничего, по существу, не меняет.
Да, я не люблю обманутую национализмом Украину, ибо это лже-Украина. То, что современная власть тупо насаждает в экономике, политике и государственной идеологии, — примитив и убожество, а убожество нормальный человек любить не может.
«Панорама», 1993 г.
- Часть 1 Первая столица
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24
- Как нам обустроить в первую очередь Харьков
- О любви к Украине
- Судьба города
- Часть 2 Путешествия. Заметки и очерки Отчет о проделанном полете
- Соединенные Штаты глазами зарубежного гостя
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Галопом по Европам
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Сны об Италии
- Хождение за четыре моря
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Американские хроники
- Старая Новая Мальта
- Куда идешь?
- Один день в Брюсселе
- Путешествие из макак в пингвины
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Гамлет, принц Датский
- Европейский блокнот
- Шаг в пропасть
- Встреча с другом (из мемуаров литератора)
- Канарский вариант
- Харьков—Владивосток
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Ханты, манси и понты
- Часть 3 Проза. Воспоминания Негативы (микроэпопея)
- Реквием-чечетка
- Литинститут как зеркало советской интеллигенции
- Автобиография эпохи перестройки
- Из истории жизни харьковских армян
- Храм армянской апостольской церкви Сурб-Арутюн
- Харьковский год Ивана Айвазовского
- Бах из Харькова
- Родом из ахалкалака