logo
Первая столица

Глава 15

Лопанские склоны

В прошлой главе мы говорили о Пушкинских склонах к реке Харьков. Тема этого разговора — дома и улицы, украшающие склоны Лопани. И начнем мы, пожалуй, с одной из самых симпатичных улиц Харькова — Бурсацкого спуска.

Практически каждый харьковчанин знает, что свое название спуск получил по имени располагавшегося здесь духовного училища — бурсы, наследницы традиций Харьковского Коллегиума. Коллегиум в ХVII веке был крупнейшим просветительским центром на всей Левобережной Украине. Тут, в частности, преподавал великий украинский, но, к несчастью, рус­скоязычный философ Г. С. Сковорода. Бурса же не могла похвастаться столь громкими именами преподавателей, однако фундаментальной наукой здесь продолжали за­ниматься. Например, на существовавшей «Кафедре про­поведниче­ского богословия и обличения церковного раскола». Нравы, царившие в подобных заведениях, хорошо описаны в извест­ной книге Н. Г. Помяловского «Очерки бурсы», автор которой обучался именно здесь.

Еще из религиозных учебных заведений на Бурсацком спуске стояла певческая школа Покровского монастыря, где готовили певчих для всего нашего региона.

Параллельно Бурсацкому спуску идет живописнейший Классический переулок. Но ни к классической музыке, ни к литературе он отношения не имеет. Просто здесь находились классы военно-сиротского приюта. Далее — Мордвиновский переулок. Второй на Украине планетарий разместился в бывшей синагоге. От Мордвиновского идет маленький тупик — Харинский переулок — по имени владельцев красивой усадьбы, что высится в переулке. Его современное название — Саммеровский. Все три данных переулка сходятся к Бахтинскому двору — месту, где был дом губернатора И. И. Бахтина. У него, согласно легенде, гостила императрица Екатерина II, просвещеннейшая женщина своей эпохи.

Спустя сто лет на этом месте построили женское училище, одно из первых в стране, и, цитирую: «По вернопод­данейшему докладу господина министра просвещения Его Величеству Государю Императору благоугодно было изъявить высочайшее соизволение на дарование харьковскому женскому училищу наименование Мариинского, в честь Ав­густейшего имени Ея Величества Государыни Императрицы Марии Александровны». Попробуй догадаться, что речь идет о нынешней школе № 6.

Улица Рымарская, пожалуй, моя самая любимая улица. На ней нет ни одного нового здания, а потому много красивых. К примеру, второй фасад дома «Саламандры» еще более интересен, нежели тот, что выходит на Сумскую. Или Харьковская опера — бывший Коммерческий клуб. Это заведение бы­ло столь роскошным, что в нем существовал зал — точная копия зала из дворца французских королей Тюильри.

В саду Коммерческого клуба располагалось одно из первых харьковских спортивных обществ — «Кружок игры в ла­ун-теннис».

Кроме него в городе имелись также Южно-русский автомобильный клуб на ул. Гоголя и Императорское Общество правильной охоты на Николаевской площади. Позже, после революции, сад был переименован в Профсоюзный, а в Коммерческом клубе разместилась Государственная опера, взрастившая, между прочим, такого корифея этого жанра, как И. С. Козловский.

Но самое любопытное сооружение на Рымарской, по­жалуй, дом № 19, построенный архитектором А. И. Ржепишевским, основателем Товарищества частных квартир. Это прообраз современных жилищных кооперативов.

После дома Ржепишевского мы продолжим нашу экскурсию, перейдя в район проспекта «Правды». Дело в том, что сооруженные на нем в 1920—1930-х годах дома тоже возводились методом кооперативного строительства. Представьте себе, что каждый из них имел свое собственное название. Знакомьтесь: дом № 1 — «Табачник», дом № 5 — «Красный промышленник», дом № 7 — «Дом специалистов».

А еще в Харькове были кооперативы «Профработник», «Красный банковец», «Индустриальный профессор», «Кирпичник» и масса других. Все же улицы данного района — Ромена Роллана, Барбюса, «Правды», Б. Чичибабина назывались на американский манер: Первая радиальная, Вторая радиальная, Первая кольцевая, Вторая кольцевая.

Но эксперименты этим не заканчивались. В домах кооператива «Новый быт» дело дошло до совмещения кухонь и санузлов. Так наш народ отучали от буржуазных предрассудков. Итог подобных новшеств иллюстрирует судьба развалившегося на улице Культуры здания кооператива «Пять за три» — популярный девиз эпохи первых пятилеток.

Кроме мединститута в данном районе находится облбольница — бывший клинический городок университета, окружной госпиталь — бывший военный лазарет, а также институт Гигиены труда и профзаболеваний, бывший ин­ститут Гигиены и патологии труда.

На проспекте «Правды» до сих пор стоит здание, где жи­ли сотрудники ГПУ, позже НКВД (дом № 17). А в доме, который назывался «Слово» (улица Культуры, 9) в 1930-х годах обитали члены Союза писателей. И отсюда по ночам вышеупомянутые сотрудники НКВД увозили вышеуказанных пи­сателей на Совнаркомовскую. И это было такой же реальностью нового Харькова, как и огромный размах жилищного строительства. Две стороны одной медали, имя которой — тоталитаризм...

Вершиной харьковского зодчества советского периода стала площадь им. Дзержинского (ныне площадь Свободы). Это одна из самых больших площадей в мире. Достаточно сказать, что она в два раза больше знаменитой Красной площади в Москве. Инициатива ее создания принадлежит вовсе не Феликсу Эдмундовичу, который добился лишь внеочередного финансирования строительства Госпрома, а незаслуженно забытому сегодня харьковчанину И. Ф. Войткевичу. Площадь яв­ляется первым в СССР опытом возведения делового центра. И хотя каждый житель нашего города великолепно знает здесь каждый дом, я надеюсь, вам будет небезынтересно узнать, что до войны это место имело совершенно другой вид.

Так, вместо монументального сооружения (Сумская, 39), в котором расположились различные строительные организации, находился медицинский факультет университета. А во дво­ре этого дома до сих пор стоит университетская анатомичка.

Первое же медицинское учреждение появилось в этом районе еще в 1851 году, когда император Николай I лично утвердил место для постройки Ветеринарного института. И институт оправдал возлагавшиеся на него надежды. Он превратился в ведущее учебное заведение данного профиля во всей империи и завоевал широкую известность в Европе. Сегодня — Дом детского и юношеского творчества.

На месте обкома КПСС (ныне Дом Советов) стояло очаровательное здание земства. Был такой орган самоуправления, весьма полезный. Позже, когда площадь Дзержинского стала главной площадью всей Украины, дом земства перестроили, и весьма эффектно, в ЦК КПУ. Во время войны это оригинальное сооружение сгорело. Тогда же сгорело и еще одно здание, которое находилось между академией им. Говорова и гостиницей «Харьков». На этом месте сейчас станция метро «Госпром».

Проект гостиницы «Харьков» в 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, потому что гости­ница действительно прекрасно решала сложнейшую задачу — вписаться в старую застройку, украсить угол площади и соблюсти масштаб новых зданий, таких как Госпром. Напротив гостиницы «Харьков» планировалось возвести Дом Правительства, но — увы...

Зато в начале 1960-х на площади Дзержинского построили памятник его лучшему другу. В результате мы потеряли половину того впечатления, которое должна производить площадь. Но обещают, что лобное место будет, извините за трудное слово, де-и-де-о-ло-ги-зи-ро-ва-но и монумент исчезнет.

Харьковский военный университет (бывший Дом коопе­рации) любопытен тем, что строился в три очереди, причем центральный корпус был сооружен уже после войны.

Тяжело узнать в нынешнем громоздком, неуклюжем здании Харьковского государственного университета одно из интереснейших сооружений довоенного Харькова — Дом проектов, который вполне успешно состязался с Госпро­мом в оригинальности и элегантности. Разрушенный во время войны Дом проектов начали восстанавливать в духе модной тогда «шпилевой» архитектуры. Однако после смерти Сталина «шпилевики» попали в немилость, и верхушка университета так и осталась недостроенной. Может, еще не поздно? А пока нам остается утешаться тем, что по своим размерам Харьковский университет уступает только МГУ.

Ну и, конечно же, Госпром — одно из лучших произве­дений мировой архитектуры ХХ века, символ целой эпохи. Его возведение началось в 1925 году по проекту под ко­довым названием «Незваный гость». На строительство бы­ло потрачено 1315 вагонов цемента, 3700 вагонов камня, 365 000 пудов железа. Это было первое высотное здание в СССР. Руководил строительством харьковский инженер ака­демик П. Роттерт, строивший потом Днепрогэс и москов­ский метрополитен.

Госпром потряс своими масштабами современников. До­статочно сказать, что ежедневно на его отопление расходовалось 25 тонн угля, а количество комнат исчислялось тысячами. «Организованной горой» назвал его Анри Барбюс.

Я надеюсь, это не последний дом такого масштаба и значения в нашем городе. Укрепляют меня в этой надежде слова губернатора И. Д. Пашкова, сказанные им почти век назад: «Что теперь крайне необходимо для Харькова? Кроме водопровода, который уже закончен, нужно привести речки в хорошее состояние и настойчиво следить за посадкой деревьев по всему городу. При таком условии Харькову несомненно предстоит самая блестящая будущность».