logo
Первая столица

Глава 6

Две девы

Мы живем в такое время, когда порой приходится пояснять, что слово «Эфес» обозначает не только и не столько популярное турецкое пиво, но и знаменитейший античный город Малой Азии, место, где, согласно легенде, создавал свои бессмертные поэмы Гомер.

Хотя Эфес основан легендарными амазонками, своей славой он обязан двум другим женщинам. Первая из них — Дева Артемида, в честь которой здесь был построен крупнейший храм древности, одно из семи чудес света. Любопытно, что каждое из этих чудес посвящалось одной из семи известных тогда планет. Отсюда же христианство взяло семь архангелов, а двенадцать апостолов Христа тождественны двенадцати знакам Зодиака. Храм Артемиды был посвящен Луне.

В 356 году до н. э. это прекрасное сооружение серьезно пострадало в результате пожара, устроенного безумцем Геростратом. Ирония истории — общественный туалет Эфеса сохранился практически в идеальном состоянии, доставляя туристам минуты благоговейного восторга, в отличие от бренных останков храма, из-за которого этот город, соб­ственно, и попал в историю.

Но, конечно, я немного перегибаю палку. Не только Артемиде обязан Эфес своей немеркнущей в веках славой. Ведь именно по этим улицам ходила мать Христа — святая Дева Мария, закончившая в Эфесе свои земные дни, отсюда она была вознесена на небо.

То, что мы празднуем как Успение Богородицы, фактиче­ски означает, что с 25 декабря, дня зимнего солнцестояния, или, если вам угодно, дня рождения Христа, Солнце начинает набирать силу и по истечении восьми месяцев Бог Солнце входит в небесное созвездие Девы. Это событие и является поводом для праздника, в котором предполагается, что Дева Мария — мать Христа, оставив земную жизнь, соединяется со славой сына.

И здесь же в Эфесе в 431 году на Вселенском соборе, во время дискуссии о сущности Богоматери, произошел церковный раскол, который в конечном итоге привел к распаду христианства на католичество и православие, что определяло и до сих пор определяет историю Европы и во имя чего было пролито море человеческой крови. Вряд ли Мария мог­ла представить себе этот ужас.

До последних дней рядом с Богоматерью в Эфесе жил ученик Христа апостол Иоанн, и здесь же он начал писать свое Евангелие, самое загадочное из всех. В 180 году епископ Лионский святой Ириней свидетельствовал: «те, кто разговаривал с Иоанном, учеником Господа, утверждают, что только после сорока лет Господь выполнял свой долг Учителя. Некоторым довелось слышать не только Иоанна, но и других апостолов и слышать от них то же самое, и при этом они клялись, что услышанное ими справедливо».

Из всех ранних отцов церкви Ириней писал спустя всего восемьдесят лет после смерти апостола Иоанна, потому имел наиболее точную информацию. Это значит, что Христос преподавал до старости, а число 33 — количество лет его жизни — лишь магический набор цифр, более понятный его со­временникам, нежели нам.