Часть 2 Путешествия. Заметки и очерки Отчет о проделанном полете
У нашего города масса достоинств — это и замечательные памятники архитектуры, талантливые люди, огромные заводы и институты. Есть у нашего города только один недостаток — за последние 100 лет над ним ни разу не поднимался воздушный шар, и видеоканал «Первая Столица» с присущей ему решимостью взялся исправить это досадное упущение.
Воздушный шар я впервые увидел на выставке «Конверсия», где в рекламных целях это привязанное канатами громоздкое чудо человеческой мысли поднимали метров на 15 от земли и снова опускали. Один раз на нем поднялся и я. Не знаю, как охарактеризовать то удивительное ощущение необыкновенной легкости, которое я тогда испытал и которое не оставляло меня с тех пор. Возможно, то была тяжелая форма идиотизма.
Я решил отметить 5-летие со дня моего бракосочетания, пролетев над родным городом на воздушном шаре. Самое смешное, что в этот знаменательный день я забыл подарить жене даже цветы. Полагаю, деталь, в достаточной степени характеризующая любящего мужа, — мания величия, отягощенная склерозом.
Пока аэростат готовили к взлету, площадь Свободы постепенно заполнялась любопытствующими, митингующими и вопрошающими. Мнения о происходящем были самыми разными: от предположения, что началось строительство давно обещанного харьковского Диснейленда до утверждения, что некая солидная страховая компания очередной раз надувает своих клиентов.
Отлет все задерживался из-за сильного, до 12 метров в секунду, ветра, да и турбулентность воздуха грозила неприятностями на глиссаде.
Спрятавшись в укромном уголке, участники и организаторы полета молились управляющему вселенским движением умерить силу ветра хотя бы до 7 метров в секунду, иначе при резком порыве ветра нас могло довольно элегантно размазать по фасаду здания гостиницы «Харьков». Однако тянуть дальше становилось опасным. Намаявшиеся в очередях за хлебом и к тому же лишенные занимательного зрелища, харьковчане могли просто линчевать бесстрашных аэронавтов — разъяренные граждане уже начали подступать к гондоле. Их даже не пугала грозящая рухнуть им на головы оболочка аэростата. У нас оставался единственный шанс вырваться из окружения и таким образом спасти свою жизнь. Отпихивая женщин, детей и стариков, самые трусливые бросились к спасательному баркасу, который на сложном профессиональном сленге аэронавтов называется «корзиной воздушного шара». Трусливых оказалось всего трое: участник сборной команды Украины по воздухоплаванию Юрий Перьков, оператор-постановщик «Первой Столицы» Александр Винтрович и я — автор этих строк.
Как человек безусловно в этом компетентный, могу с уверенностью сказать: гражданин, в течение 10 секунд взмывающий на высоту 200 метров, теряет дар речи — но не из-за красоты распахнувшегося пейзажа, а от невыразимого ужаса. Только что ты как нормальный землянин общался со своими единопланетниками, плоско шутил и сам же смеялся собственным шуткам, а теперь достаточно неосторожно перегнуться через низенький бортик корзины, и следующий анекдот ты услышишь уже из уст ангелов. Впрочем, первоначальный животный страх довольно быстро улетучивается — его вытесняет открывающаяся во всей красе, никем доселе не виданная панорама огромного города. Это не самолет со своими бойницами-иллюминаторами, не вертолет с его изматывающей тряской и не мотодельтаплан с хищным ревом мотора за спиной. Наоборот, воздушный шар дарит удивительное чувство полного слияния с атмосферой, не чувствуется даже порывов ветра, ибо шар и так летит по его воле. Далеко внизу остались спичечные коробки Университета и Госпрома, а вдали кутается в дымку свечка колокольни Успенского собора.
В ответ на мои восторги оператор Саша Винтрович печально заметил: «Хорошо тебе: видишь окружающее своими глазами, а я, как и все остальные, увижу все только по телевизору, и лишь то, что сам и наснимал». Хотел я достойно ему ответить, но в этот момент шар слегка тряхнуло, и я гордо промолчал, только в поручни вцепился так, что пальцы побелели.
Между тем ветер уже перенес нас через желобок Сумской, и шар, тяжело вздыхая, потащился в сторону Салтовки. «Тяжело вздыхая» — это не литературная метафора. Дело в том, что для поддержания нужной температуры воздуха в оболочке шара используются газовые горелки. Каждые 20 секунд пилот Юрий Перьков нажимает на гашетку, и горячий воздух устремляется в оболочку. Это дает возможность шару подниматься выше или ниже, маневрируя в воздушных потоках. О том, что произойдет, когда закончится сжиженный газ, подпитывающий горелки, лучше не думать.
Куда приятнее смелым взором настоящего шаролетчика окидывать припавшие к ногам городские пейзажи. Вдали Алексеевка и Павлово Поле с его шестнадцатиэтажками, а прямо под нами одна из центральных улиц Харькова — Пушкинская и одноименная станция метро. А вот, наконец-то, истинная цель полета аэростата-шпиона — огромный аэродром Харьковского авиационного завода. Правы, ох как правы оказались контрразведчики из СБУ, не желая отпускать нас в путешествие над городом, напичканном секретными объектами. Теперь эти бесценные сведения мы продадим ЦРУ и таким образом окупим полет. По-моему, блестящая возможность доказать сомневающимся интеллигентикам, что культура может и должна быть самоокупаемой.
Обнаружив в себе неожиданный дар мыслить подобно настоящему государственному деятелю, я сатанински захохотал и решил выставить свою кандидатуру на пост министра культуры Украины. А чтобы от избытка кислорода я окончательно не сошел с ума, мои спутники предложили мне не слишком отрываться от родной земли, то есть выйти на связь с колонной машин сопровождения, которая следовала за нами по городу.
Машины услышали и увидели нас, когда мы уже покинули зону центра и пролетали над улицей Шевченко. В этих автомобилях находились сопровождавшие нас люди: техники, администраторы, инструкторы, то есть все те, кто всегда остается за кадром, но без которых этот полет вообще бы не состоялся. И невольно возникает чувство вины, что корзина воздушного шара в состоянии принять только трех человек. Трое в корзине, не считая видеокамеры.
Колонну уверенно вел УАЗик ГАИ. Два сержанта честно делали свое дело, без остановок проводили машины сопровождения сквозь пробки и заторы. Им наверняка тоже было бы любопытно прокатиться на уникальном летательном аппарате, однако сегодня у них оказалась хоть и не слишком романтическая, но не менее нужная работа.
Не знаю, то ли общение с вечно неисправной советской рацией настроило меня на минорный лад, а может, виной тому сменившийся вид под ногами. Мы пролетали над частным сектором с его невероятной тишиной и спокойствием. Даже здесь, на высоте 200 метров, мы слышали собачий лай во дворах, восторженные вопли детей. И еще я увидел огромное количество каких-то прудов и маленьких озер, о существовании которых даже не подозревал, как и не подозревал о многом другом. Например, я никогда не ожидал от себя, что в последний момент начну говорить не то, о чем хотел сказать.
Я от души хотел перемыть косточки тем людям, из-за которых этот полет едва не сорвался: тем чиновникам, которые недоуменно распахивали невинные, без тени поэтического воображения глаза и никак не могли уяснить, зачем же мне понадобился полет на воздушном шаре, просили согласовать полет с СБУ, ПВО и даже с пограничниками. Не забывайте, что Харьков — крупная пограничная станция. Они требовали сотни бумажек, схем, инструкций, в которых сами ничего не соображали, но чисто по-человечески я их понимаю: если бы случилось что-то непредвиденное, именно они остались бы крайними, именно с них большие начальники спросили бы по всей строгости. Эти беззащитные люди хотели возвести бумажные стены, которые в случае катастрофы могли бы защитить их и их близких от возможных неприятностей. И можно ли попрекать человека лишь потому, что он не хочет рисковать вместе с тобой?
Внизу плывут домики, сначала маленькие частные, потом многоэтажные. Мы подлетаем к спальне города — Салтовке. В этих домах, и больших, и крохотных, сплелись судьбы десятков тысяч людей: первая любовь и семейные ссоры, счастье рождения первенца и трагедия смерти одинокого старика. И ни один человек, будь то журналист с высоты полета, или мэр с высоты социальной лестницы, или нувориш с высоты своего материального благополучия, не имеет права плевать вниз, презирать этих, да — простых, да — часто наивных, но в подавляющем большинстве хороших и честных людей.
Говорят, что космонавты, глядя из космоса на Землю, особенно остро ощущают, сколь невелика наша планета, как бережно нужно к ней относиться. Схожие чувства испытываю сейчас и я. Отсюда, с высоты птичьего полета, нелепыми кажутся границы между районами, смешными дрязги между областной и городской властью, не видна разница между коммунистами и националистами. Отсюда виден только исполненный величественной красоты город, населенный удивительными людьми — харьковчанами.
Вот и наступают последние секунды полета. Мы вылетели за пределы Салтовки и снижаемся над полями совхоза «Украинка». Время тянется противно медленно, ибо уж для чего не приспособлен воздушный шар, так это для мягкой посадки, особенно при таком сильном ветре. Следует команда пилота лечь на дно корзины и крепко держаться. Оператор Саша изо всех сил обнимает камеру. Мне же держаться не за что, не обнимать же в самом деле собственного оператора! Дальше тянуть нельзя — впереди по курсу высоковольтная линия. Секунда — сильнейший удар, и нас несколько десятков метров тащит по полю, потом еще раз неожиданно подбрасывает в воздух, и наконец шар окончательно замирает, распластавшись на земле. Юра выпускает воздух из оболочки, а я на всякий случай удерживаю корзину. И могу констатировать, что посадка произведена блестяще, хотя и не обошлось без человеческих жертв — при ударе о родную почву ваш покорный слуга слегка расцарапал себе физиономию, ну, да это ерунда. До серебряной свадьбы заживет.
Вот и подошел к концу наш волшебный полет, оставив у меня незабываемое ощущение праздника. Кто-нибудь наверняка скажет: «Хорошо ему на воздушных шарах в небесах кататься, когда здесь, на земле, просто невозможно выжить!» Ну, что я могу ответить? Видимо, бессмысленно ждать, когда придет некто универсально добрый и озарит душу каждого из нас праздничными фонариками. Каждый должен учиться создавать собственный праздник, и тогда общаться с нами будет интересно и приятно, а значит, и жизнь в нашем городе станет немного лучше.
1994 г.
- Часть 1 Первая столица
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24
- Как нам обустроить в первую очередь Харьков
- О любви к Украине
- Судьба города
- Часть 2 Путешествия. Заметки и очерки Отчет о проделанном полете
- Соединенные Штаты глазами зарубежного гостя
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Галопом по Европам
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Сны об Италии
- Хождение за четыре моря
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Американские хроники
- Старая Новая Мальта
- Куда идешь?
- Один день в Брюсселе
- Путешествие из макак в пингвины
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Гамлет, принц Датский
- Европейский блокнот
- Шаг в пропасть
- Встреча с другом (из мемуаров литератора)
- Канарский вариант
- Харьков—Владивосток
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Ханты, манси и понты
- Часть 3 Проза. Воспоминания Негативы (микроэпопея)
- Реквием-чечетка
- Литинститут как зеркало советской интеллигенции
- Автобиография эпохи перестройки
- Из истории жизни харьковских армян
- Храм армянской апостольской церкви Сурб-Арутюн
- Харьковский год Ивана Айвазовского
- Бах из Харькова
- Родом из ахалкалака