logo
Первая столица

Часть 2

Мужчина времени

Сразу скажу, что кормят в вагоне-ресторане вкусно, насколько вкусно может приготовить изобретательный человек, балансирующий на одной ноге, готовящий снедь на угле и рискующий отрезать ножом себе пальцы в дергающемся вагоне. Кстати, у опытных путешественников существует ма­ленькая хитрость. В борщ необходимо бросить несколько кусочков хлеба, именно это спасет вас от того, чтобы при резком толчке на шпалах горячее первое не вылилось вам на самое теплое.

Главный в вагоне-ресторане — зав. производством Ефим Михайлович Шугарев, как вы понимаете, человек с высшим образованием. В его подчинении еще пять сотрудников. Например, буфетчик Анатолий — бывший офицер, или Вера Николаевна, в бытность свою работавшая экскурсоводом в Болгарии. В общем, в любом деле нужен интеллект.

Буфетчики ходят по вагонам и взволнованными голосами предлагают пиво и минералку, а на глухих станциях, которых по дороге в изобилии, вагон-ресторан нашего поезда для аборигенов — это еще и возможность пополнить свои не слишком богатые продуктовые запасы, а потому поезд «Харьков—Владивосток» сибиряки встречают особенно теп­ло. Украинское сало в бурном товарообмене с успехом заменяет стеклянные бусы. Я тоже выменял себе у местных так называемую жевательную серу — по сути, кусок хвойной смолы, который нужно жевать для укрепления десен и очист­ки зубов. Как результат, два дня не мог избавиться от вкуса елки и липких комков, заполнивших самые укромные полости зубов. Экзотика!

Но вообще-то поддерживать гигиену в походных условиях весьма тяжело — чахлый душ для сотрудников с несмывающейся сибирской мягкой водой. И еще хорошо, если ноги к полу не примерзают. Хотя если примерзнут — удобней сохранять равновесие в бесконечно качающемся вагоне. Ну а помывшись, не грех припасть к источникам культуры. Благо, в ресторане есть видео с богатой коллекцией фильмов — наверняка шедевров мирового кинематографа. Так худо-бедно, вернее сыто-пьяно на третьи сутки мы пересекли границу Европы и Азии и доехали до Челябинска, первого солидного вокзала после Харькова.

Любопытно, что на языке харьковских телевизионщиков «Челябинск» означает глухой запой. Это словечко ввел в упо­требление покойный Сережа Щелкановцев, больше известный нашим телезрителям под кличкой Сэр.

В поезде «Харьков—Владивосток» ездит самая разнообразная публика: от зэков до иностранных туристов, тех же японцев или немцев, и, что удивительно, влекутся цыган­ские таборы, давно сменившие патриархальную бричку на стального коня. Юные цыганки даже пытались попрошайничать, впрочем, полагаю, не от голода, а чтобы не терять спортивной формы.

Все смешалось в вагоне-ресторане — украинское, русское, кавказское и железнодорожное гостеприимство. Самый длин­ный железнодорожный маршрут на Земле умеет объединить жителей некогда необъятной страны. Все пьют и знакомятся, а познакомившись, даже строгие ревизоры рассуждают о судьбах великой страны.

Едут и менее официальные лица, например золотоискатели, впрочем, высовываться они боятся, прошли времена беззаботного возвращения с речки Вача — ограбят запросто. Во время нашей поездки милиция задержала вора, укравшего у своего хмельного попутчика тысячу долларов. Но едут и безобидные молодые спортсмены, у которых и денег-то таких никогда не было.

Возможен и так называемый вариант № 36. То есть подсадка карточных аферистов, и если ввяжешься в игру, прощай твои денежки. Кстати, в свое время Харьков славился на всю большую страну специалистами по данному криминальному бизнесу. Но вряд ли это грозит русской молодежи — выросло уже целое поколение, не знающее толком, где находится Украина, хотя и питающее к ней самые дружеские чувства.

Едут украинским поездом по огромной стране армянин Самвел из Красноярска по делам своего бизнеса в Хабаровск и азербайджанец Тофик, бывший футболист Бакин­ского «Нефтчи», открывать в Приморье спортивную школу. Едет съемочная группа украинского телевидения из Харькова и едет отставший от своего поезда повар Володя из Владивостока.

В одной из серий кинотрилогии знаменитого режиссера Стивена Спилберга «Назад в будущее» именно паровоз был приспособлен под машину времени. Меняю темное прошлое на светлое будущее. И знаю наверняка — этот фантастический киношный локомотив работал на спирте.