logo search
Первая столица

Глава 3

Храмы

Однажды я прочел в газете «Панорама» несколько неожиданное суждение, будто слово «Харьков» — это не что иное, как зашифрованное «Харе Кришна». Однако сегодня мы будем говорить о традиционных верованиях жителей нашего города.

Пожалуй, можно сказать, что наши предки были весьма религиозными людьми. В пользу этого говорит и то, что одновременно с городом появилось множество церквей.

Самого первого харьковского священника звали Еремеище. Он пришел вместе с переселенцами из-за Днепра, и именно его хлопотами была обустроена первая церковь нашего города — Успенская.

Правда, должен заметить, храм оказался весьма далек от совершенства. Во всяком случае посланник русского царя воевода Офросимов был шокирован малыми размерами церкви и тем, что харьковчане молились вместо икон бумажным плакатам с изображением святых.

Но, с другой стороны, Успенская соборная церковь — единственная на Слободской Украине (где главный храм всегда строился за счет государства), которая была возведена на деньги горожан, что опять-таки свидетельствует об их религиозном усердии.

Собор, стоящий сегодня на месте той церкви, освящен в 1780 году и на освящении присутствовал знаменитый пол­ко­водец екатерининских времен граф П. А. Румянцев-За­дунай­ский. В этом здании молились все российские само­держцы, начиная с Екатерины Великой. Только Павел I за время своего короткого царствования не успел посетить Харьков.

В 1826 году, 9 января, по пути в столицу в Харьков было доставлено тело умершего в Таганроге императора Александра I. Покойный находился в Успенском соборе до 12 января.

До революции в Успенском соборе стоял великолеп­ный иконостас работы гениального Растрелли. Путеводитель 1902 года указывал, что «этот иконостас и в настоящее время является предметом восхищения всех лиц, умеющих ценить искусство». Кроме того, здесь хранилась чудо­творная икона Елецкой Божьей Матери, присланная владыкой Черниговским на бла­гословение новостроящегося Харькова.

Однако же основной достопримечательностью Успенско­го собора является Александровская колокольня, сооружен­ная в честь победы над Наполеоном. Об этом свидетельст­вовала не сохранившаяся до нашего времени надпись на ее стене: «Богу-Спасітелю за избавленіе Отечества отъ нашест­вія галловъ и съ ними двунадесяти языкъ».

Строительство Александровской колокольни длилось бо­лее 20 лет и обошлось харьковчанам в 110 тысяч рублей серебром — огромная сумма. Но зато это была самая высокая колокольня в России, высота которой (вместе с крестом) достигала почти 90 метров.

По свидетельству Квитки-Основьяненко, в самом начале строительства городской голова В. М. Ламакин пришел в сильное негодование и решительным голосом объявил, что он не допустит, чтобы мирные и добрые граждане Харькова осмелились воздвигать такой высоты здание, которое бы превышало находящуюся в первопрестольной Москве, в самом Кремле, колокольню Ивана Великого — «диво на всю Россию».

Однако архитектор Е. А. Васильев его перехитрил. Представив дворянскому собранию ложные расчеты с заниженной высотой Александровской колокольни, он получил «доб­ро» на строительство. И сегодня мы имеем в своем городе, по восторженному определению путеводителя начала ХХ ве­ка, «одно из самых замечательных зданий в мире».

А в 1878 году, после того как харьковский губернатор Д. Н. Кропоткин (кстати, брат знаменитого анархиста князя Кропоткина), возвращаясь с бала в Институте благородных девиц, был убит народником Гольденбергом, харьковские купцы повесили на первом этаже Александровской колокольни огромный серебряный колокол весом в 18 пудов в па­мять об убиенном губернаторе.

Но, бесспорно, главной святыней нашего края являлась чудотворная икона Озерянской Божьей Матери. Говорят, по «чудотворности», если так можно выразиться, она уступала только главной иконе Российской империи — иконе Казанской Божьей Матери. С харьковской святыней был связан сложный ритуал, утвержденный лично императором Николаем II.

Летом икона хранилась в Куряжском монастыре близ Харькова (после революции там разместилась Куряжская ко­лония во главе со знаменитым педагогом Макаренко). На зиму икона переносилась в Покровский мужской монастырь, где сохранялась вместе с мощами святых Печерских угодников и старинным Евангелием, подаренным харьковчанам светлейшим князем Г. А. Потемкиным-Таврическим.

В конце ХIХ века для хранения реликвии построили отдельную Озерянскую церковь, а хорошо известная горожанам Холодногорская церковь поставлена как раз на том месте, где куряжские монахи передавали икону представителям города. Ее официальное название — церковь Озерянской Божьей Матери.

Происхождение иконы неизвестно. В 1762 году старожил Мерефы дал о ней следующее письменное свидетель­ство: «Видел и помню в церкви Озерянской пустыни (это место, где раньше хранилась реликвия. — Прим. автора) стояла чудотворная икона, а откуда и кем поставлена — ведать не могу». Ну, а конец религиозной святыни — увы — традиционен для нашей страны: она была уничтожена большевиками.

Кинотеатр «Спорт» — один из наших гнуснейших кинотеатров. Превращен в таковой из великолепной Дмитриев­ской церкви. Когда 19 ноября 1804 года церковь сгорела дотла со всеми архивами, имуществом и документами, случилось чудо: образ Смоленской Божьей Матери нашли невредимым на пепелище.

Церковь носила имя святого Дмитрия Солунского, «воителя-защитника». Надежда харьковчан не была посрамлена. Татары, опустошая Украину, не раз подходили к Харькову, но всегда отражались заступничеством святого велико­мученика. В 1930 годы церковь разрушили и построили на ее месте убогий кинотеатр.

Нынешняя военная кафедра ХГТУСХ — это тоже перестроенная церковь, Вознесенская, а площадь вокруг нее именовалась Вознесенской. Сегодня она называется площадью Фейербаха.

Будущему великому немецкому философу было всего 13 лет, когда 17 сентября 1811 года император Александр I Бла­гословенный, проезжая через Харьков, заметил у Вознесенской церкви толпу и священника в полном облачении. Император вышел из коляски, принял благословение и под восторженные крики харьковчан отправился в дальнейшее путешествие.

Однако Фейербах этого видеть не мог, потому что он был слишком мал, жил в Германии и в Харькове никогда не бывал. И вообще, почему площадь названа его именем, мне не­ведомо.

Напротив ДК строителей стояла Михайловская церковь, снесенная совсем недавно, в начале 1960-х, во время очередной хрущевской войны с «опиумом для народа». Данная церковь была знаменита тем, что здесь хранился личный требник Ивана Мазепы, и славилась своей прекрасной медовухой. Так, например, члены братства этой церкви во время храмового праздника в 1739 году выручили целых 20 рублей за проданный мед, что свидетельствует о его отменном качестве.

Там, где сегодня стоит новый цирк, высилась одна из старейших церквей Харькова — Воскресенская. Она была столь старой, что в 1789 году стал вопрос о постройке нового храма. Однако наши пращуры тоже умели халтурить, и в 1794 го­ду, новая, почти законченная церковь развалилась «по непрочному строению».

Здесь же, на Воскресенской площади, стояла еще одна церковь — Пресвятой Троицы, принадлежавшая старообрядцам.

Уверяю вас — этот список можно продолжать и продолжать. В Харькове было до семи десятков только православных храмов. Например, на территории нынешнего студенче­ского городка «Гигант» располагалось женское Епархиальное училище, и потому улица Артема называлась Епархиальной, а рядом с улицей Пушкинской стояло сразу две Каплуновские церкви — новая, 1912 года постройки, и старая, 1810 года. Святейший синод в Петербурге запретил сносить старую церковь как ценный памятник архитектуры, ну а советская власть...

Впрочем, не судите и не судимы будете. И я прошу прощения за то, что не могу рассказать обо всех церквях, по числу которых на душу населения Харьков, согласно легенде, приближался к самой Москве. Но обещаю, мы будем еще не раз возвращаться к местам, где молились и исповедовались своим пастырям наши предки.