Особенности современного социологического знания.
Социология – результат творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран. Она интернациональна по своему характеру, целям и задачам. Но она никогда не была единой наукой, как физика, астрономия. Одновременно существовало значительное количество школ и направлений. Они стояли и стоят на разных философских и социальных позициях, по-разному определяли и определяют предмет исследования и возможности его познания.
Развитие социологии в XX веке во многом исходило из принципов, выработанных Вебером, Дюркгеймом, Марксом. В 70-80-ые годы начался новый период в развитии социологии, появились новые концепции и теории. Они тесно связаны с классическими идеями и по существу продолжают их. Налицо преемственность. Но современный период имеет и свои особенности. Они в более широком понимании предмета социологии как науки об обществе в целом, о социальных структурах и их системах; в более тесной связи макро и микросоциологии, теоретического и эмпирического.
Так, профессор Кембриджского университета Энтони Гидденс (род. 1938) стремится доказать, что повседневное взаимодействие людей, что изучает микросоциология, осуществляется не само по себе, а в рамках определенных социальных систем, структур, институтов, что изучает макросоциология.
Это выражается, с одной стороны, в дальнейшей дифференциации социологии, появлении в ней большего числа заметных новых направлений. С другой стороны, усиливается единая методологическая линия, которая позволяет преодолевать «раскол» дифференциации. В основе современной социологии лежит понятие теории, набора идей и принципов. Они не только объясняют различные социальные явления, но и способны предсказывать их появление. Назначение современной теории видится в поиске, прежде всего причин возникновения тех или иных явлений, а не только их описании.
Новым в социологии является использование понятия парадигмы. Оно введено в середине 70-х г.г. американским философом и историком науки Томасом Куном (род. 1922). Парадигма – это определенная совокупность фундаментальных оснований научного знания. Это крупные теории или группы теории, это всеми признанные достижения в данной области науки. Социология имеет множество равноценных и взаимодополняющих друг друга парадигм. В этом характерная черта современной социологической теории.
Но высказывается и точка зрения, что надо говорить не о множестве социологических парадигм, а о двух – классической и современной.
Классическая парадигма отражает картину социального мира, созданную Марксом, Вебером, Дюркгеймом. Эта парадигма опирается на два важных положения. 1. Основным признаком общества является труд. Маркс основную роль в таком обществе отводил производству, Вебер – хозяйственной сфере, Дюркгейм – общественному разделению труда, то есть это – трудовое общество. 2. Главное действующее лицо такой классической картины – «человек труда» - индивид, ориентированный на трудовой процесс и трудовые достижения.
Современная новая парадигма с 80-х гг. XX столетия основывается на возникновении принципиально иного типа общества – «информационного». Оно базируется на новой реальности – информации. В качестве главного фактора общественного устройства здесь выступает не производство вещей и товаров, а производство информации, знания. На смену человеку труда, приходит личность другого типа с ценностями, выходящими за материальные и потребительские. Главные действующие лица в информационном обществе – ученый и менеджер. Такое общество называется еще постиндустриальным.
Новая социология появилась как результат сомнений, во-первых, в базисных ценностях буржуазного общества, во-вторых, в возможностях социалистического общества реализовать свободы во всех сферах (на определенных этапах). Общее в ней – протест против социологии, бесплодной для общественной практики. В современной социологии выделяются два теоретических направления: 1) радикальная социология. Она выступает за признание естественности конфликтов; 2) гуманистическая социология. Она заявляет о новой роли и значении человека в общественной системе. Свою задачу видит в создании общественного устройства, где человек может самостоятельно и свободно творить.
В 70-80-е гг. XX столетия сложилось несколько основных парадигм в социологии.
структурные (структурный функционализм, неомарксизм, радикально-критическая социология);
интерпретивные (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология);
объединительные
- Ч елябинск
- Содержание
- Лекция 4. Современная социология………………………………………………44
- Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184
- Предисловие
- Программа курса «социология» Цели и задачи курса
- Содержание программы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Тема 1. Становление социологии как науки.
- Тема 2. Социология как наука.
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема 4. Современная социология
- Тема 9. Социальные общности и группы.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе
- Тема 10. Личность.
- Тема 11. Девиация и социальный контроль.
- Тема 14. Социология семьи
- Тема 15. Социология молодежи
- Тема 16. Социология общественного мнения
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Тема 17. Прикладная социология.
- Тема 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- Рабочая программа
- Лекция 1. Становление социологии как науки.
- Социологический проект о. Конта.
- Эволюционная концепция Герберта Спенсера.
- Классический этап развития социологии
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 2. Социология как наука.
- 2. Метод социологии.
- 3. Основные социологические категории и законы.
- 4. Структура и функции социологии.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 3. Русская социологическая мысль
- Основные особенности и направления русской социологической мысли.
- Интегральная социология п. Сорокина.
- 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли
- 2. Интегральная социология п. Сорокина.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 4. Современная социология
- Особенности современного социологического знания.
- Современные социологические парадигмы
- Особенности современного социологического знания.
- 2. Современные социологические парадигмы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 5. Общество как социальная система.
- 2. Типология обществ в социологии.
- 3. Общество и государство. Гражданское общество.
- 4. Особенности модернизации в России.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация.
- 2. Социальная стратификация.
- 3. Классы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 7. Социальная мобильность.
- 1. Социальная мобильность.
- 2. Проблемы социальной мобильности.
- 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 8. Социальные институты и социальные организации.
- 1. Формирование социальных институтов.
- 2. Социальные институты: виды и функции.
- 3. Социальные организации.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 9. Социальные общности и группы.
- 1. Социальные общности.
- 2. Социальные группы.
- 3. Малые группы и коллективы.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 10. Личность.
- Личность как социальный тип.
- Личность как деятельный субъект.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 11 Девиация и социальный контроль
- 1. Девиация.
- 2. Социальный контроль.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации
- Социальные изменения и процессы
- Глобализация основных процессов в мире.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 13. Экономическая социология
- 1. Экономическая социология
- 2. Экономическое поведение.
- 3. Собственность как социальный институт.
- 4. Предпринимательство.
- 5. Труд.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 14. Социология семьи
- 1. Семья как социальный институт.
- 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений.
- Содержание и принципы семейной политики.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 15. Социология молодежи
- 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.
- 2. Молодежная субкультура.
- 3. Социальные проблемы молодежи.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 16. Социология общественного мнения
- 1. Общественное мнение как социальный институт
- 2. Изучение и формирование общественного мнения.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Назовите пути формирования общественного мнения. Лекция 17. Прикладная социология
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 2. Программа исследования
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
- 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.
- 2. Наблюдение.
- 3. Анализ документов.
- 4. Социологический опрос.
- 5. Анализ социологических данных.
- Контрольные вопросы для самостоятельной работы
- Темы рефератов и курсовых работ
- Социологический проект о. Конта.
- Вопросы к зачету
- Тест для текущего самоконтроля
- Основные термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
- Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования.
- Раздел 3. Человек в социокультурной системе.
- Раздел 4. Социальные изменения в обществе.
- Раздел 5. Специальные социологические теории.
- Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.
- Содержание
- Методология исследования
- Основные понятия, используемые в исследовании по дво
- Методика исследования
- Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета учащегося выпускного класса школы
- Заранее благодарим за участие в исследовании!
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. А как вы считаете, если родители не будут платить за ваше обучение в вузе, то
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 7. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 8. В каком из вузов вы планируете получение сыном, дочерью высшего образования?
- Если вы направляете сына, дочь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- 20. Что, на ваш взгляд, вашему(ей) сыну, дочери даст высшее образование? (можно выбрать несколько ответов)
- 21. Какие ценности, из перечисленных ниже, вы считаете главными в своей
- А теперь немного о вас и вашей семье:
- Благодарим за ответы! Лаборатория прикладной социологии ЧелГу анкета молодого человека со средним образованием
- 8. Кто (что) оказал(о) влияние на выбор вами данной специальности?
- 9. В каком из вузов вы планируете получить высшее образование?
- Если вы собираетесь поступать в челгу и учиться на базе его представительства в южноуральске, то чем это представительство вас привлекает?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- По какой специальности вы учились?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность?
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 21. Какие проблемы учебы волновали вас более всего?
- По какой специальности вы учитесь?
- 2. Почему вы предпочли указанную специальность? (можно отметить несколько ответов)
- 3. Кто (что) оказало влияние на выбор вами данной специальности?
- 22. Какие проблемы учебы волнуют вас в настоящее время более всего?
- А теперь немного о себе и своей семье:
- 10. Кто (что) оказало влияние на выбор студентами данной специальности?
- 12. Что, на ваш взгляд, дает молодым людям высшее образование?
- 25. Какие, на ваш взгляд, проблемы учебы есть у студентов в настоящее время?
- 34. Используете ли вы дистанционные образовательные технологии в представительстве челгу в южноуральске?
- Благодарим за ответы!
- Памятка-задание интервьюеру
- Желаем успехов! организация исследования
- Временный творческий коллектив
- Директор института проблем
- ЧелГу, доктор пед. Наук, профессор Мартынова Елена Александровна
- Договор о творческом сотрудничестве
- Список использованных источников по дво
- Задание
- Ключ к тесту для самоконтроля
- Тест для итогового контроля
- Ключ к тесту для итогового контроля