logo search
Sbornik_2011

Проблема смысла жизни: социологический подход

Среди многих подходов по решению проблемы смысла жизни можно выделить три основных:

- имманентный, в соответствии с которым смысл жизни изначально присущ самой жизни в её глубинных основаниях, и задача человека состоит в том, чтобы этот смысл для себя открыть. Такой подход, как правило, ориентирует на религиозное, каузальное истолкование жизни и её смысла.

- трансцендентный, согласно которому человеческая жизнь имеет смысл только после жизни, оцененная с позиции внешнего наблюдателя. В основе такого подхода, как правило, находится некоторая секуляризованная религиозная или телеологическая идея, а именно: переустроить мир (свою жизнь) на началах добра и справедливости, движение к этому есть прогресс, прогресс предполагает цель, а цель придаёт этому движению смысл. Здесь происходит обоготворение будущего, обоснование движения к идеалам добра или прогресса за счёт настоящего и/или прошлого, за счёт жизни каждого человека и/или его поколений, где каждое поколение – это средство достижения цели.

- деятельностный. Смысл жизни не задан изначально, он не проистекает ни из прошлого, ни из будущего, а созидается самим человеком. В онтологическом смысле данный подход указывает на экзистенциальное видение человеческой жизни.

Именно последний подход является фокусом приложения социологии.

Социологический подход в изучении феномена смысла жизни ориентирован на изучение типичного для конкретных социальных сред. Поле научного интереса распространяется не только на процессы осмысления жизни и самоопределения личности, но и на социальные факторы формирования смысла жизни: социальные группы, институты, культуру, механизмы социального взаимодействия. Вот как об этом пишет Л.Н. Коган: «Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный субъект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей».

Социологический словарь предлагает ряд значений понятия «смысл», из которых для нас наиболее важным является трактовка с позиций понимающей социологии М. Вебера, позволяющая рассматривать смысл жизни в качестве субъективного значения, придаваемого индивидом своей жизнедеятельности и формируемого во взаимодействии с окружающими. Вебер писал: «Социальным мы называем такое действие, которое, по предполагаемому действующим лицом (или действующими лицами) смыслу, соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Жизнь в таком понимании можно представить как социальное действие, поскольку, ориентируясь на действия других (непосредственно или посредством освоения культурного пространства), рефлексируя в отношении собственного «Я» и существующих структур взаимодействия, индивид определяет, как он собирается жить.

При таком подходе исследование феномена смысла жизни фокусируется на изучении субъективной интерпретации жизни, её индивидуального смысла, значения, целесообразности, а также жизненных целей и средств их достижения, мотивов выбора тех или иных жизненных стратегий или же отказа от жизни вообще.

Таким образом, социологический подход к изучению смысла жизни личности основывается на двух принципах: 1) деятельностном подходе к рассмотрению феномена смысла жизни, в соответствии с которым личность сама создаёт смысл своей жизни, независимо от культурных источников такого смысла (наука, атеизм, религия, мифология, искусство и т. д.); 2) интерпретации понятия «смысл жизни» как субъективного значения, которое личность приписывает процессу собственной жизнедеятельности, исходя из своего жизненного опыта, саморефлексии, в соотношении с процессом жизнедеятельности других людей и ориентируясь на него.

Ружельник Ольга

Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина

(Украина, г. Харьков)