logo
Sbornik_2011

Особенности организации мусульманских советов в Западной Европе

В период, охватывающий 1990-е и начало 2000-х годов, идея взаимодействия мусульман и властей ЕС трансформировалась в попытки искусственным путем создать в Европе «консультативные» мусульманские органы, или «советы». Эти советы, как ожидалось, должны функционировать в качестве официальных исламских собеседников с европейскими органами государственной власти, а также с религиозными и другими группами гражданского общества в контексте нехватки надлежащих правовых механизмов взаимодействия на весьма религиозно разнообразной европейской арене.

Исламские «комиссии» и «советы» начали появляться в Европе в начале 1990-х: Исламская комиссия Испании в 1992, Исполнительный совет мусульман Бельгии в 1996, Совет мусульман Великобритании в 1997 году, Французский совет мусульманского культа в 2003 году, итальянская Consulta в 2005 году и Islam-Konferenz в Германии в 2006.

Можно найти много общих мотивов между отдельными мусульманами, ассоциациями и государственными учреждениями в создании таких органов. Тем не менее, стратегические задачи этих институтов, а также их структура и порядок функционирования отличаются в зависимости от мусульманских групп и страны. Факторы, определяющие эти различия, включают в себя: различные версии ислама, которые существуют в Европе; политические идеологии; географическое и национальное происхождение вовлеченных людей, социально-экономические условия жизни местного мусульманского населения, культурные и исторические особенности, которые характеризуют конкретные европейские страны, и их подход к секуляризации; национальные и европейские правовые положения, касающиеся иммиграции, гражданства и дискриминации; шаблоны церковно-государственных отношений, концепции национальной идентичности, национальной безопасности и национальных интересов; а также отношение к иностранцам и меньшинствам в отдельных странах.

Еще одним важной фактором, определяющим статус, положение и функции мусульманского института в европейских странах, является роль самого государства. Несмотря на позицию некоторых ученых, предрекающих смерть государства в эпоху глобализации, государство все еще играет важную роль в регуляции таких чувствительных вопросов, как миграционные потоки или условия и ограничения в отношении осуществления свободы вероисповедания. В частности, процесс, лежащий в основе создания мусульманских советов в Европе, показывает, насколько важно государство. Можно разделить эти советы на три группы в зависимости от роли государства в создании или поддержки этих органов:

  1. Сверху вниз: советы возникли благодаря сильной правительственной инициативе. Как правило, в стране самоорганизация была незначительна или отсутствовала вообще, а ислам был подвергнут «секьюритизации».

  2. Снизу вверх: советы, по существу, стали результатом действий сильного гражданского общества, мобилизации социального капитала мусульманской общиной, в то время как государство официально оставалось за кулисами, в то же время поощряя инициативу.

  3. Смешанный подход: в этом случае к формированию мусульманских советов открыто призвало правительство, которое предложило даже несколько логистических структур, но не вмешивалось в непосредственное управление.

Ни одна из этих моделей не является оптимальной. Можно даже утверждать, что эти советы полезны только в краткосрочной перспективе, и в них нет необходимости в долгосрочной перспективе, поскольку они способствуют сегментации общества. Однако важно отметить их существование. Они должны быть оценены как "опыты" со стороны правительства и мусульманских лиц, которые пытаются изучить соответствующий метод организации, чтобы «управлять» религиозным плюрализмом.

Порох Анна

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)