logo
Sbornik_2011

Политическая пассивность студенческой молодежи (опыт социологического исследования)

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе конкретно-социологического исследования выявить причины политической пассивности студенческой молодежи и обозначить некоторые пути решения этой проблемы.

Основной чертой, характеризующей политическое поведение молодежи, является ее отчуждение от реального политического процесса (41,6% респондентов не участвуют в политической жизни вообще, 52,2% – участвуют «от случая к случаю», и только 6,6% опрошенных студентов всегда принимают участие в политической деятельности). Самым низким уровнем среди проявлений политической активности характеризуется членство в политических партиях – только 1,2% опрошенных студентов являются членами политических партий. Низкую популярность данной формы политического участия можно объяснить самым низким среди всех политических институтов уровнем доверия к политическим партиям – 3,5%.

Результаты исследования показали, что на политическую пассивность влияют следующие факторы:

  1. Неверие в эффективность и легитимность избирательного процесса («От моего участия ничего не зависит» – 23,9%, недоверие политикам – 28,8%).

  2. Существование социально-экономических проблем, что ориентирует студентов, прежде всего, на их разрешение. Итогом становится «Дефицит свободного времени» – 19,2%. При этом политика оценивается как «далекая от жизненных проблем» сфера деятельности – 4,9%. Кроме того, у молодежи часто отсутствует интерес к политической жизни из-за наличия других интересов (46,5%).

  3. Низкий когнитивный уровень является причиной неучастия в политике 17,2% опрошенных.

  4. Отношение к политике, как к «грязному делу», у 11,3% опрошенных связано с нечестной политической борьбой кандидатов, обманом избирателей, использованием деструктивных технологий на выборах.

Включив в анкету вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для модернизации системы политического обучения в ВУЗах?», мы попросили студентов дать совет руководству высших учебных заведений. Этот совет заключается в просьбе «принимать и уважать студента как личность» (29,1%), «больше изучать общественно-политическую жизнь региона» (27,2%), и, в связи с этим, «разработать новые программы по политическим наукам» (19,5%), «улучшить учебно-методическую оснащенность обучения» (21%). Так как СМИ являются главным институтом политической социализации студенческой молодежи, почти каждый четвертый опрошенный (24,4%) хотел бы получать более объективное политическое воспитание посредством этого канала коммуникации.

Судя по данным нашего исследования, есть все основания полагать, что для современной студенческой молодежи характерен духовно-рефлексивный уровень политической пассивности: опрошенные выражают к политике пассивный интерес, проявляющийся в просмотре новостей, «Когда нет ничего интересного» (65,4%). Мотивация политической пассивности исходит из низкого уровня развитости собственно политических мотивов, связанного, на наш взгляд, с неоформленностью политического и гражданского самосознания, а также с практически полным отсутствием рационально-эгоистических мотивов интереса к политике, которые подкрепляют верой в ее удаленность от жизненных проблем.

Проблема, оказывающая наиболее сильное негативное влияние на политическую активность молодежи, может быть решена путем ликвидации ее политической незаинтересованности. Политическое образование как средство формирования политической культуры молодых людей – важнейшее направление актуализации ресурса молодежи в политической сфере.

Мартюхіна Катерина

Харківський національний університет імені В.Н.Каразіна

(Україна, м. Харків)