logo
Sbornik_2011

Подходы к адаптации исследовательских шкал и методик в сравнительных исследованиях

Современная социология представляет собой науку, стремящуюся обобщить все известные теории, представить новую концепцию мира. При этом она отражает в себе все социальные процессы, такие как глобализация, вследствие которой происходит размывание границ культур и появление проблем, характерных для мирового сообщества и для каждого из национальных сообществ. Проблемы есть – необходимо их исследовать и решать. В момент осознания этого факта появляются международные сравнительные исследования и проекты. Как и любое исследование, эти проекты имеют некоторую теоретическое и методологическое основание под собой, которое необходимо адаптировать для каждого исследуемого государства. Именно в этом состоит актуальность данной работы.

Объектом в данном случае являются исследовательские методики и шкалы, применяемые в сравнительных исследованиях, а предметом – проблема их адаптации.

Стоит так же поставить определенные цели и задачи. К ним можно отнести определение причин возникновения проблем с адаптацией, выяснение путей решения данных проблем на примерах методик реальных исследований и шкал.

Необходимо отметить, что данная тема является слабо освещенной, особенно в работах отечественных социологов. Однако число международных проектов увеличивается из года в год, а вместе с ним растет и число применяемых методик и шкал, разрабатываемых заново для конкретного проекта, то есть можно говорить о некоторой уникальности каждого из них с методологической точки зрения.

Нами был рассмотрен ряд сравнительных исследований, среди которых: Euromonitor International, European Social Survey, Eurobarometer, HITT-CIS, ENRI-East. Анализу подвергались методы, используемые в этих исследованиях, информация о которых доступна на официальных сайтах проектов. Также была изучена известная адаптация шкалы Богардуса Н.В.Паниной.

В результате было выявлено 3 подхода к решению проблемы адаптации исследовательских методик и шкал:

Кроме того, в некоторых исследованиях мы можем проводить контент-анализ, в случае чего необходимость в серьезной адаптации просто-напросто исчезнет.

Наиболее совершенным способом является первый, поскольку именно он применяется в сравнительных исследованиях. Он наиболее прост для получения инструментария при условии необходимости затем иметь возможность сравнивать результаты с другими исследованиями. На наш взгляд, однако, предпочтительны второй и третий способы, так как в этих случаях шкалы учитывают конкретный социальный контекст, а значит, они наиболее хорошо под него адаптированы.

Таким образом, мы убедились, что существует несколько способов решения данной проблемы. Основной вопрос заключается лишь в определении наиболее рационального и правильного подхода.

Анацкая Юлия

Белорусский государственный университет

(Беларусь, г. Минск)