logo
Sbornik_2011

Восприятие ситуации как конфликтной и способность эмоционального самоконтроля

Конфликт – важная часть социально-психологических проблем, поэтому актуальными являются исследования в этом направлении. В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь когнитивной и эмоциональной составляющих конфликта.

По мнению представителей западной когнитивной психологии (Левин К., Хайдер Ф., Клар У.), конфликтное поведение во многом определяется не объективной ситуацией, а субъективным ее восприятием личностью. Современные когнитивные теории подчеркивают роль систем убеждений, когнитивных схем, интеллектуальных процессов в управлении конфликтным поведением. Если ситуация определяется как конфликтная, для ее характеристики будут выбираться признаки, поддерживающие эту схему. Содержание представлений о том, что считать конфликтом, может различаться. Учет субъективного фактора как обязательного условия возникновения конфликта характерен и для отечественной науки. Здесь обязательным моментом в возникновении конфликта является восприятие ситуации как конфликтной. По мнению Л.А. Петровской, чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Гришина Н.В. отмечает, что, интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт. Поэтому важным в изучении конфликта является учет субъективной оценки ситуации как конфликтной.

С другой стороны, эмоциональная составляющая играет важную роль в возникновении, протекании и разрешении конфликтов. Так, ряд исследователей обращают внимание на влияние эмоций при восприятии ситуации как конфликтной и отмечают рост эмоционального напряжения на этапе эскалации конфликта (Петровская Л.А., Гришина Н.В., Хасан Б.И., Лебедева М.М., Анцупов А.Я., Шипилов А.И). Среди условий и факторов разрешения конфликтов выделяются следующие: осознание эмоций (Кашапов М.М.,), контроль и управление эмоциями (Емельянов С.М., Каримова Н.А.,), уменьшение и подавление отрицательных эмоций (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Кашапов М.М., Курбатов В.И.), самоконтроль эмоций (Емельянов С.М.).

Таким образом, очевидна важность субъективной оценки ситуации как конфликтной и способности к работе с эмоциональными состояниями в конфликте. Однако, исследований, направленных на изучение взаимосвязи этих составляющих, ранее не проводилось. Это и определило цель нашего исследования, в котором приняли участие 200 человек: 80 мужчин и 120 женщин в возрасте от 22 до 50 лет.

Для реализации поставленной цели были использованы методика эмоционального интеллекта Манойловой М.А. и ситуации из рисуночного теста «Фрустрирующие ситуации» С.Розенцвейга, которые необходимо было оценить по степени конфликтности.

Статистический анализ полученных переменных показал следующие результаты. Показатель субъективной оценки конфликтности ситуации имеет отрицательную корреляционную взаимосвязь со способность понимать (р=-0,237**) и контролировать (р=-0,238**) свои эмоции. Сравнение групп респондентов с высоким и низким показателями субъективной оценки конфликтности ситуации по методу Крускала-Уоллиса выявило статистически значимые различия по показателям способности понимать (р=0,005) и контролировать (р=0,003) свои эмоции. Таким образом, взаимосвязь когнитивной и эмоциональной составляющей конфликта проявляется в том, что люди, склонные оценивать большинство ситуаций как конфликтные, имеют более низкую способность понимать и контролировать свои эмоции.

Жовнерик Дмитро

Чорноморський державний університет ім. П.Могили

(Україна, м. Миколаїв)