logo
Sbornik_2011

Возможности технологизации процесса предупреждения и противодействия ксенофобии

В постсоветских странах, в т.ч. в Украине, остро ощущается потребность в социальных технологиях, направленных на предупреждение и противодействие ксенофобии, и утверждение принципов культуры толерантности в обществе. Концептуализация феномена ксенофобии в социологическом знании проводилась многими зарубежными и отечественными социологами (Е. Головаха, Н. Панина, В. Арбенина, Б. Евтух, В. Паниотто и т.д.), однако, с нашей точки зрения, эта работа в свете актуальности проблемы нуждается в дальнейшей интенсификации. Целью нашего исследования является создание теоретической базы для разработки социальных технологий предупреждения и противодействия ксенофобии. Новизна нашей работы состоит в разработке комплекса базовых принципов, на основе которых возможна разработка социальных технологий, направленных на анализ, профилактику и предупреждение, а также противодействия ксенофобии в Украине.

Теоретическая сторона нашей работы заключается в анализе феномена ксенофобии в украинском обществе, степени и уровня ее распространенности; в создании и подготовке социальных технологий противодействия ксенофобии, их теоретического оформления. Практический аспект нашей работы представляет собой выяснение возможностей применения социальных технологий в украинском обществе, что впоследствии может привести к снижению уровня ксенофобии и формированию толерантного общества.

Несмотря на то, что Украина задекларировала путь формирования толерантного общества, многие социологи отмечают рост ксенофобских настроений. Подтвердить это могут проанализированные нами данные социологического мониторинга показателей индекса национальной дистанцированности населения Украины [2]. Ряд целенаправленных и успешных социальных преобразований в сфере образования, культуры, государственного управления и СМИ мог бы снизить уровень национальной дистанцированности. Отметим, что в любом сложно структурированном обществе в предупреждении и противодействии ксенофобии так или иначе задействованы все базовые институты. Определение их места и роли требует проведения специальных исследований, в том числе по разработке социальных технологий. Мы же приведем некоторые соображения по этому поводу на примере высшего образования.

Так, в качестве подобных технологий может выступать: 1) учебно-воспитательная работа администрации среди студенческой молодежи; 2) научная и просветительская деятельность университета в направлении формирования толерантного общества; 3) PR-деятельность лучших практик, в которых задействовано университетское сообщество; 4) студенческое самоуправление [3].

Однако мы не должны забывать о том, что формирование толерантного и терпимого общества происходит не только в среде студенчества – в этом процессе задействованы все граждане нашей страны. Поэтому особую актуальность имеют также следующие направления работы: 1) разработка научно-обоснованных технологий и методов борьбы с ксенофобией как угрозой национальной безопасности, барьером на пути развития толерантного сознания и становления гражданского, демократического общества; 2) развитие нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих реальность принципа толерантности; 3) совершенствование и развитие методологических основ политики в области становления гражданского общества; 4) использование приемов диагностики, мониторинга, экспертизы, в т.ч. психолингвистической, в коммуникационной сфере для выявления ксенофобии в массовом сознании. В средствах информации и образования должна осуществляться разработка и адаптация коммуникативных и поведенческих технологий, нацеленных на формирование толерантного сознания подрастающего поколения, включая образовательные программы и учебные материалы; 5) разработка действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействие ксенофобии, взаимодействие со средствами массовой информации и их поддержка для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов [1].

Мы уверены, что оптимизация социальных взаимодействий в контексте предупреждения и противодействия ксенофобии требует дальнейшей технологизации мер, направленных на развитие культуры толерантности, а также совершенствования социологического знания об этом феномене.

Литература: 1.Социокультурная среда молодежного экстремизма и ксенофобии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. проф. В.П. Бабинцева – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 258с; 2.Українське суспільство 1992-2009. Динаміка соціокультурних змін; за ред.. д.ек.н. В.Ворони, д.соц.н. М. Шульги. – К. : Інститут соціології НАН України, 2009. – 560 с. 3.Хижняк О. В. Формування толерантного соціального простору засобами університетської освіти / О. В. Хижняк // Наукові студії Львівського соціологічного Форуму «Багатовимірні простори сучасних соціальних змін» : Збірник наукових праць. Львів : Видавничий центр Львівського національного університету імені Івана Франка, 2008. – С. 620–624.

Козак Христина

Національний університет Львівська політехніка

(Україна, м. Львів)