logo
Sbornik_2011

Роль pr-технологий в формировании коммуникативного пространства

Современные концепции коммуникации и теории PR акцентируют внимание на использовании в качестве основы PR-деятельности модели двусторонней коммуникации. В ней коммуникатор и целевая аудитория связываются контекстом соответствующих им целевых ориентаций, взаимоотношений и общественной ситуации. Таким образом, коммуникация выступает как обоюдный процесс обмена сигналами с целью информирования, инструктирования или убеждения. Здесь коммуникативный процесс обусловливается отношениями коммуникаторов и социальным контекстом и основывается на одинаково понимаемых смысловых значениях.

PR является деятельностью, осуществляемой через публичную коммуникацию. Публичная коммуникация составляет субстанциональное содержание PR. PR-технология, как частный вариант социально-коммуникативной технологии, Д.П.Гавра определяет следующим образом: «PR-технология – это реализуемая средствами PR социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями базисного субъекта PR с его целевыми общественностями»[1, с. 18]. Она представляет собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте.

Цели PR реализуются в следующей последовательности воздействия: сначала – внесение изменений в коммуникативный поток, после чего возникают изменения в общественном мнении, которые могут привести к изменению в поведении [3, с. 92].

Однако, по мнению Э.Галумова, «…главная цель PR – формирование доверительных отношений, достижение согласия и желаемых изменений общественного мнения. Её реализация предполагает установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности» [2, с. 21].

PR решает задачи коммуникативной организации общества в целом. Любая структура вынуждена создавать свою идеологию, пусть и самого примитивного характера, чтобы четко отстраиваться от других таких же, конкурентных по отношению к ней структур (в противном случае происходит слияние их имиджей). Наличие массовой аудитории кардинальным образом меняет тип общения. Коммуникация уже не может строиться с опорой на индивидуальную память. Мы имеем сегодня дело с отсылками на социальную память, в которой некоторые объекты "записаны" как данность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что PR-технологии занимают значимое место в формировании коммуникативного пространства, они призваны способствовать эффективному управлению внутренними и внешними коммуникациями. Управленческая деятельность PR-технологий универсальна в формировании системы публичных коммуникаций любой структуры.

Литература: 1.Гавра Д.П. О возникновении публичной сферы / Д.П. Гавра // Бюллетень информационно-аналитического центра «Юнитест». - СПб., 1994. - С. 17-28. 2.Галумов Э. Основы PR / Э. Галумов - М.: «Летопись XXI», 2004. – 359с. 3.Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов/ Г.Г. Почепцов – М., 2001. - 622с.

Мари Наталья

Югорский государственный университет

(Россия, г. Ханты-Мансийск)