logo
Sbornik_2011

Спам как плата за свободу в сети

Число пользователей сети Интернет в Украине в 2010 г. приблизилось к отметке в 13 млн. [1]. Данный показатель свидетельствует о том, что Интернет быстро меняет свой статус из «атрибута привилегированных» в «must-have» во всех сферах жизнедеятельности украинцев.

К реальным возможностям использования Всемирной паутины в образовании, экономике и досуговых практиках пользователями добавляется иллюзия всезнания, всемогущества и полной свободы в сети. Иллюзия всезнания подкрепляется статистикой запросов поисковый служб, в которые обращаются с целью как научиться завязывать галстук, так и узнать строение Большого адронного коллайдера. Подтверждением и последствием иллюзии всемогущества являются политические волнения, организованные посредством социальных сетей (например, «Твиттерная революция» [2]). Иллюзия свободы в Интернете основывается на возможности каждого стать создателем своего сайта и принимать участие в обсуждениях на форумах, высказывая самые смелые идеи и оставаясь при этом обезличенным, а иногда и безнаказанным. Сетевое пространство становится доступной сферой самореализации индивидов, требующей незначительных затрат при минимальном вмешательстве государства. Однако, наряду с вопросом о свободе, возникает вопрос о рисках и безопасности пользователей. Речь в данном случае идет о том, что использует и поражает сам принцип функционирования Интернета (т.е. сеть), – о спаме.

Впервые о спаме в значении навязчивой электронной рассылки заговорили в 1993 году. Однако, целенаправленно «почтовый мусор» стали рассылать с 1994-го года [3]. На сегодняшний день «не запрошенная пользователем информация», распространяемая по электронной почте, ICQ, в SMS-сообщениях, стала серьезной проблемой во многих странах мира. Спам делится на две основные категории (классификация Лаборатории Касперского), в зависимости от которых определяется характер наносимого ущерба, - некоммерческий и коммерческий. Действие первого («письма счастья», играющие на человеческих слабостях и страхах) протекает латентно, усиливая нагрузку на провайдера или почтовые серверы, и увеличивая общий трафик, что приводит к денежным и временным потерям, вызывает эмоциональную напряженность и раздражение. Коммерческий подразумевает сложную систему (поставщики ПО, базы данных e-mail и IP-адресов, вирусописатели, рекламодатели и спамеры-рассыльщики [4]) и причиняет уже видимый ущерб. Наиболее сложные формы – фишинг (phishing = password – «пароль», и fishing – «ловля, выуживание»), спам, нацеленный на получение номеров кредитных карт, банковских счетов, и «нигерийские письма», предлагающие вознаграждение за помощь в проведении финансовой аферы. Некачественные либо поддельные товары и нелегальные услуги также находят покупателей благодаря спаму.

Спам – это самовоспроизводящаяся система. Значительная доля сообщений содержит вирусы, превращающие пользовательские компьютеры в «зомби», продолжающие рассылку. Это самоокупающаяся система. Один товар, купленный посредством спама, условно оплачивает сотни невостребованных писем. Следовательно, несмотря на негативное, в целом, отношение к спаму, он продолжает существовать благодаря самим пользователям и представляет собой своеобразную плату за практически неограниченную, но слабо защищенную законодательно, свободу действий.

Данная проблема еще не столь близка украинцам в сравнении с населением Индии, США и России (страны-лидеры по рассылке спама по данным Лаборатории Касперского), однако вероятность ее проявления увеличивается одновременно с расширением масштабов интернетизации Украины.

Литература:1.http://korrespondent.net/tech/technews/1080759-issledovanie-kazhdyj-pyatyj-ukrainec-ezhednevno-vyhodit-v-internet. 2.http://lenta.ru/articles/2011/01/27/twrewolt/. 3. http://www.securelist.com/ru/threats/spam?chapter=152

Стаселько Кирилл

Белорусский государственный университет

(Беларусь, г. Минск)