logo
Sbornik_2011

«Индустрия fashion» в гендерном измерении

Мода как социокультурный феномен в современном обществе трансформировалась, поэтому уместно рассматривать «индустрию fashion» как форму проявления современной моды. Сегодня fashion-индустрия создала все условия, чтобы оба пола имели равные возможности, приобщаясь к модным процессам. Несмотря на это, многие исследователи указывают, что ввиду комплекса исторических и социокультурных причин, женщины все-таки более подвержены моде. Перед собой мы поставили цель – проследить гендерные особенности fashion-индустрии на примере женщин.

Феномен моды изучается уже достаточно давно. Его изучением занимались такие социологи, как Г. Тард, Г.Блумер, А. Гофман, Ж. Бодрийяр и др. В гендерном аспекте этим вопросом занимались Т. Веблен и Г. Зиммель, а из отечественных социологов можно выделить, например, Т. Огаренко.

В конце ХІХ – начале ХХ века одежда и мода служили в основном знаком социальной принадлежности к определенному классу. В данный период женщины были не только носителями социальных прав, но и выступали субъектами защиты своих особенных, гендерных, прав. Доминирование мужчин в брачно-семейных отношениях, формальные ограничения на активность в публичной сфере существенно ограничивали их «ролевой репертуар» рамками семьи, кухни и церкви [2, с. 138-139]. Таким образом, если мужчины вели классовую борьбу в форме реального, физического противостояния, то женщины имели в своем «арсенале» моду.

В работе «Теория праздного класса» Т. Веблен пишет, что женщина отражала статус и материальное положение своего мужа посредством своих нарядов [1, с. 185]. Мода была наиболее распространенным способом социальной стратификации, а женщины – главными «подставными потребителями» своих мужей.

В первой четверти ХХ в. появляются женщины в мужских костюмах, шляпах, с сигаретами или сигарами, и, что особенно интересно – с тростью, которая традиционно является символом власти. Это означает протест против социально-экономического и гендерного разделения общества как чего-то вечного, естественного, раз и навсегда установленного [1]. Отказ от «непригодных» элементов женского туалета отражает изменения характера эпохи. Общество становиться на индустриальный путь, поэтому меняется сама fashion-индустрия: она больше не может ориентироваться только на тех, кто имеет сверхдоходы, и ищет популярности у массового потребителя.

Современные женщины, достигнув пика эмансипации, полностью избавились от каких-либо гендерных ограничений. Поэтому их участие в fashion-индустрии отражает полную социально-политическую свободу. Женщина ХХІ в. может одеться и в «мужской» костюм, и в шикарное платье – так или иначе, она демонстрирует всю полноту ее свободы и неограниченность «репертуара» социальных ролей.

Таким образом, мы установили, что участие женщин в процессах fashion-индустрии отражает не только их эстетические предпочтения, но и гендерное положение в обществе. Представительницы прекрасного пола, которые следили за модой или устанавливали новые модные тенденции (например, Ж. Ланвен, Соня Делоне, Габриель (Коко) Шанель и др.), становились некими символами своей эпохи, отображая в своем внешнем виде социально-политические изменения времени.

Литература: 1. Веблен Т. Б. Одежда как выражение денежной культуры / Веблен Т. Теория праздного класса. – М. : Прогресс, 1984. – 357 с.; 2. Огаренко Т.О. Одяг і мода як символи статусної приналежності (стаття друга)/ Огаренко Т.О. //Соціальні технології: Актуальні проблеми теорії та практики (збірник наукових праць). - Запоріжжя, 2009. – Вип. 43. – С.135-146.

Дейнеко Олександра

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)