logo
Sbornik_2011

Методические аспекты дискурс-анализа в социологических исследованиях

Дискурс-анализ – активно развивающееся направление в области общественных и гуманитарных наук, которое направлено на изучение значений текстов и их роли в конструировании социальной реальности. Несмотря на многообразие публикаций, рассматривающих теоретические и концептуальные аспекты дискурс-анализа, редко встречаются материалы, касающиеся методических аспектов его применения. В связи с этим нами была предпринята попытка конкретизировать последовательность и содержание этапов дискурс-анализа, основываясь на идеях Т.А.Ван Дейка, Дж.Оруэлла, Д.Кристала, Н.Фэркло, Л.Дж.Филлипса, М.В.Йоргенсена.

Методика дискурс-анализа близка по логике к другим формам содержательного анализа и выстраивается следующим образом.

Определение проблемы и цели исследования. Согласно Н.Фэркло, цель анализа – показать связи между дискурсивными практиками и более широкими социальными и/или культурными событиями и структурами. В силу того, что дискурс-анализ нацелен на изучение способов производства значений, формулировка проблемы способствует конкретизации представления о мире, группах, идентичностях.

Отбор единиц анализа. Рассматривая проблему поиска единицы анализа, следует упомянуть позицию Д.Кристала, который отводит эту роль тексту, который может приобретать различные формы: письменные и устные тексты, изображения, символы. Также единицами могут выступать характеристики текста (модальность, оценочное суждение), целостные тематические высказывания, сюжеты. Дж.Оруэлл берёт за единицу анализа интенцию, которая представляет собой общую установку, направленность текста на реализацию определенного результата.

Сбор материалов методами интервью, документальных и текстовых источников. Если как метод сбора мы используем интервью, то материалы следует транскрибировать, используя схему, которая показывает паузы, периоды молчания и наложения реплик участников беседы.

Анализ полученных данных. Первоначально текст структурируется, а затем производится его детальный анализ. Согласно Т.Ван Дейку, следует выделять макро- и микроструктуру текста. Первая – это обобщенное описание основного содержания дискурса, составляющее его тематическую структуру (заголовок и эпизоды текста, коммуникативное событие, а также контекст, который рассматривается как социальная практика). Вторая – называет семантические элементы дискурса (значение слов и предложений, взаимосвязь между ними). К этому уровню анализа можно адаптировать два элемента трёхмерной модели Н.Фэркло – дискурсивную практику и текст (третий элемент – социальная практика – рассмотрен ранее). Анализ дискурсивной практики сосредоточен на том, как производится текст и как его воспринимает аудитория. Прослеживается интердискурсивная цепочка (на основе каких дискурсов создан текст), интертекстуальное существование текста (отсылка к другому тексту), социальная когниция участников коммуникации (знания, отношения, нормы, ценности, идеологии). Для анализа текста используют специальные аналитические инструменты, которые позволяют понять способы, с помощью которых в текстах трактуются события и социальные отношения, как создаются определённые версии реальности, социальной идентичности и социальных отношений. Инструментами выступают: метафоры, мифологемы, идеологемы, фреймы, сценарии, скрипты.

Результаты как проявление «технологизации дискурса» (Н.Фэркло) используются для изменения дискурсивных практик и обучения новым.

Систематизация основных этапов дискурс-анализа создает предпосылки для разработки модели его использования в социологических исследованиях, что является целью дальнейшей нашей работы.

Надольна Анна

Національний педагогічний університет ім. М.П. Драгоманова

(Україна, м. Київ)