logo search
Sbornik_2011

Мифология как основание этнической идентичности

В эмпирической действительности народа не существует. Отдельные люди считают себя народом, – таким образом, народ обретает статус реальности только потому, что некоторая совокупность людей являются носителями его идеи, то есть они отождествляют себя с некоторым идеальным конструктом.

Представитель европейского романтизма XIX в. Ф. Шеллинг утверждал, что основаниями этой идеи являются язык и мифология. Язык есть необходимая предпосылка любой социальной связи. Однако, являясь необходимым, язык не является достаточным признаком для выделения этнической общности, так как существует множество однородных языковых общностей, разделенных по этническому признаку.

Второе основание – мифологии, которую в данном контексте следует понимать как «целое мифических представлений» или «мир мифов». Абстрагируясь от содержательного наполнения различных мифологий, выделяются их следующие общие признаки.

1. Мифология есть повествование, представляющее целостную картину мира. Согласно Шеллингу, мифология возникает как сознание народа, содержащее общность взгляда на мир конкретной совокупности людей. В переводе с древнегреческого «mythos» означает «слово», «повествование», «предание». Если мифология содержит общность взгляда на мир, то миф есть повествование, которое репрезентирует некоторую часть мира. Образуя целостность, отдельные повествования составляют законченную модель реальности.

2. Содержание мифологии выражается в символической форме. Содержание мифологического повествования не является ни отвлеченной схемой сверхчувственного мира, ни аллегорическим выражением некоторого тайного и очень далекого смысла через случайный и произвольный образ. В мифе непосредственная видимость и есть то, что она обозначает, т.е. мифу свойственно равновесие между означающим и означаемым. Подобное равновесие возможно только в символе (А. Ф. Лосев).

3. Мифологические представления носят дорефлексивный и самоочевидный характер. Мифология не ограничивается обогащением человеческого ума некоторым числом идей, но формирует сам этот ум, наполняя его важнейшими категориями (пространства, времени, рода, числа, причины, субстанции, личности и т.д.) лежащими в основе любой сознательной деятельности. Т.о., не во власти субъекта избежать этих представлений, потому что они приходят словно бы из недр самого сознания, которому рисуются с необходимостью, самоочевидностью (Э. Дюркгейм).

4. Мифология предполагает чувственное переживание собственных смыслов. Для внешнего наблюдателя многое из того, что опирается на определенный внутренний опыт, может показаться невразумительным, наивным, глупым. Для того же, кто включен во внутренний процесс, все представляется понятным и разумным. Именно опыт чувственного или непосредственного переживания снимает возможные противоречия. Т.е., мифология может основываться на таких символах, носитель которых будет не только знать, но и чувствовать их (В. Уорнер).

Сегодня во многих республиках бывшего СССР можно наблюдать процессы активного мифотворчества: меняется государственная символика, назначаются и отменяются национальные герои, разрушаются и возводятся памятники прошлого. Для подлинно научной оценки этих событий необходимо учитывать сущность мифологии как основания этнической идентичности.

Бєлоносова Наталія

Національний авіаційний університет

(Україна, м. Київ)