logo search
Sbornik_2011

Виртуализация общества в современном мире

Идея виртуальной реальности и информационных технологий звучала уже в романах фантастов начала ХХ века, и, в конечном итоге, смогла осуществиться благодаря научно-технической революции, бурному развитию техники и технологии в середине этого же века. Однако понятие «виртуальность» далеко не ново, так как впервые оно появляется ещё у Аристотеля. Но понимание «виртуальности» и «виртуальной реальности» у мыслителей Античности, Средневековья и Нового времени и современных исследователей немного различается. Если античные мыслители рассматривали «виртуальность» достаточно широко – в качестве энергетической составляющей акта действия, то современные исследователи определяют «виртуальность» как способность создания «симулякров». Такая виртуальная реальность предполагает создание нового пространства, пространства копий феноменов человеческой жизни, куда всегда можно с успехом от нее сбежать. Ж. Бодрийяр пишет: «Нынешняя эпоха могла бы действительно называться «постсовременной». Она «постсовременна» в том смысле, что ее состояние – это состояние симуляции или призрачности (spectrality) событий, для которой единственные подмостки – средства массовой информации. Постсовременные события подобны побочному продукту. Они являются событиями истории, которая больше не способна обновиться, нереальной истории, в которой актеры – не более чем статисты».

Виртуальная реальность не ограничивается теперь только существованием в качестве самоорганизующегося информационного пространства, в котором происходят интенсивные процессы создания, переработки, обмена и потребления информации, но существует и в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. С одной стороны, наличие виртуальной реальности может дать человеку возможность «преодолеть экзистенциальную ограниченность реальности» и «прогнозировать пока еще не реализованное будущее», а с другой – виртуализация всех сфер жизни человека ведет к замещению социальной реальности симуляцией. Конечно, компьютерные симулякры не могут заменить человеку социального взаимодействия, однако «киберпротезирование институциональных форм общества» набирает силу. Так, население пользуется виртуальными деньгами, заказывает товары в виртуальных магазинах, ищет и находит виртуальную любовь, и чувствует себя при этом в полной безопасности. Создание виртуальных городов и поселков говорит о том, что постепенно, наряду с реально существующим обществом, появляется общество виртуальное, которое предоставляет человеку больше возможностей в выборе квазисоциальных ролей.

В связи с расширением информационного пространства и интерактивности виртуальной реальности замена реального его компьютерными симулякрами может привести к отчуждению человеком своей собственной плоти. И, несмотря на всё удобство и комфорт «магазина на диване», виртуализация сфер жизни грозит человеку потерей себя и невозможностью самоидентификации.

Литература: 1.Бодрийяр Ж., В Тени Тысячелетия, или Приостановка Года 2000.– Paris: Sens & Tonka, April 1998. 2.Иванов Д. В., Виртуализация общества.- СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. –96 с. 3.Грицанов А. Новейший философский словарь. - «Книжный дом», 2003.- 1280 с. 4.Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, №10. 5.Кузнецов М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. – М.,1997. – С. 80-99

Сачок Марія

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)