logo search
Sbornik_2011

Власть и бизнес в контексте современного украинского общества

За каждым красивым медиа-продуктом, который представляет на суд общественности тот или иной политический проект, стоит спонсор, который заинтересован в приходе к власти именно этой силы. В мировых практиках такими спонсорами могут выступать члены политических партий, люди идеологически мотивированные и заинтересованные исключительно в аспекте личных убеждений и гражданских позиций. При такой схеме финансовым основанием выпуска какой-либо агитационной продукции выступают членские взносы или пожертвования, в большинстве стран развитой демократии имеющие фиксированный размер максимальной суммы. Такое финансирование политики является зачастую открытым, и политическая сила, живущая за счет подобных ресурсов, дает регулярный открытый отчет о количестве поступивших и потраченных средств. В этом случае в качестве отдачи, финансовый донор требует лишь выполнения официально задекларированных политической силой целей и задач.

Однако в мировой политической практике существуют также другие методы и формы поступления финансов в бюджеты партий – от крупного бизнеса, зачастую заинтересованного в различных формах льгот и послаблений, лоббировании интересов «вкладчика» возможной властью. Особое распространение такая форма спонсирования обрела в странах развивающейся демократии на постсоветском пространстве, в частности, в Украине.

Непосредственное участие ведущих бизнесменов в политике, содержание ими политических групп и фракций, ориентация политики на обслуживание интересов крупного бизнеса и динамика роста доходов ведущих бизнесменов, несопоставимая с показателями экономического и социального развития основного населения – все это позволяет говорить о "бизнес-институциализации" власти. Господство крупного бизнеса во власти стало очевидной нормой общественной жизни.

Поскольку такое положение вещей определяет направление и содержание государственной политики, сращивание власти и бизнеса стало институциональной проблемой [1]. Сильное олигархическое влияние на политику выражено в следующих проблемах в сфере правовых отношений: 1) нарушение конституционных норм и законов законодательной властью; 2) отсутствие адекватной реакции судебной и исполнительной власти в случае очевидных нарушений; 3) крайне высокий уровень коррупции, являющийся результатом неработающей судебной системы [2].

Думается, чрезмерное влияние бизнеса на политическую сферу будет столь сильным и в дальнейшем, если в корне не изменить механизм финансирования политических партий на западный манер – со взносами и открытыми пожертвованиями, – и не искоренить вездесущую коррупцию – еще один серьезный способ влияния бизнеса на власть.

Литература: 1.Алексей Гашинский. Украина: куда идет бизнес-властное государство? // доступно на сайте http://dialogs.org.ua/ua/issue_full.php?m_id=11151. 2.М. Терен Олигархия против народа Украины (идеология как инструмент одурачивания народа) // доступно на сайте http://narodna.pravda.com.ua/nation/4b6c328122fe6/

Наукове видання