logo search
Sbornik_2011

Досуг как дисциплинарный диспозитив

В связи с активной коммерциализацией все большее пространство общественной жизни начинает включаться в сферу деятельности экономического капитала. То, что ранее существовало вне логики капитала, начинает осваиваться капиталом, действовать в его логике. То, что трудно было помыслить как коммерческий продукт, становится товаром, исходя из логики капитала: знания, развлечения, отдых, культура и даже время.

Время уже сегодня стало товаром. Правильнее будет говорить о существовании в сфере капитала даже не времени, но, как в физике, времени-пространства. Современные технологии стремятся к производству свободного времени (в том числе и времени жизни каждого индивида), стараются максимально устранить пространственно-временные границы. Такое положение дел изменило структуру и стратегии действия в экономике, политике и др. Сфера труда также претерпела значительные изменения: производство единицы продукции теперь занимает значительно меньше времени, чем раньше, многие производства роботизированы, в результате чего использование человеческой рабочей силы максимально снизилось. Значительно сократилось и время, уделяемое бытовой сфере.

Время – деньги» сегодня, как никогда, актуально. Современное общество стремится максимизировать объем свободного времени, ориентировано на постоянное его производство и действует в логике капитала, которая делает время товаром. Формула Маркса принимает вид: К–В–К (капитал―время―капитал). Это время можно было бы использовать для увеличения финансового, а также образовательного, культурного, социального, политического капитала.

Однако продажа свободного времени непосредственно связана с продажей досуга, который также стал товаром. Примером продажи досуга, среди прочего, могут служить большие торговые комплексы, где свободное время – пространство сбыта другой продукции. Сегодняшние дискурсивные практики капитала определяют для каждого необходимость досуга и задают определенную его модель, которая репрезентируется как единственно соответствующая норме. В соответствии с дискурсивными практиками капитала свободного времени, досуг сегодня должен быть развлечением: например, если ты молодой человек, то обязательно должен проводить хотя бы часть свободного времени в клубах (к чему призывают рекламные слоганы).

Итак, досуг является не просто механизмом увеличения капитала, но частью более обширных властных практик. Развлечение, “нормальный” досуг занимает все свободное время, становясь дисциплинарным диспозитивом. Он определенным образом структурирует повседневную социальную, политическую, экономическую жизнь человека, задавая дисциплинарную систему, в соответствии с которой выстраиваются отношения человека с обществом и властью.

В системе дисциплинарного досуга не остается времени на увеличение своего социального, культурного, творческого капитала, а также на активное участие в политической жизни общества. Недопущение участия индивида в социально-экономической и политической сферах, предотвратить увеличение различного рода капиталов (по П.Бурдье) – латентные функции современного досуга. Поэтому набор декларируемых обширных прав человека, особенно на участие в политической жизни, в условиях демократизации и либерализации оказывается не реализуемым по причине существования индивида в дисциплинарной системе досуговых практик.