4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
Взаимодействие культуры и экономических процессов, происходящих в обществе, можно проследить при анализе влияния современной ситуации на культуру. В настоящее время экономика связана с переходом страны к рыночным отношениям во всех сферах деятельности и с коммерциализацией, в том числе в культуре. Она с необходимостью влечет за собой внедрение новых механизмов регулирования поведения и деятельности людей, что, естественно, приводит и к изменению человека, ценностей и норм социальных групп, общностей.
Коммерциализация есть одна из граней перехода к рыночным отношениям, представляющим собой конкуренцию групп, организаций, хозрасчетных центров друг с другом за потребителя культурных благ и услуг, за наиболее качественное удовлетворение его потребностей [6, с. 157]. Основу рынка составляет механизм саморегулирования, включающий в себя свободные рыночные цены, экономическую конкуренцию между производителями и свободный выбор партнеров. Этот механизм предполагает самостоятельное решение того, что производить, как производить и для кого производить. Он во многом определяет действия и поступки людей, изменяя знания, ценностные ориентации, а в сфере культуры формирует коммерческий и некоммерческий секторы. Существует мнение, что в коммерческом секторе преимущество получает тот, кто в наибольшей мере удовлетворяет запросы широкой публики. В некоммерческом же представлено подлинное искусство, соответствующее требованиям сохранения национально-культурного достояния. Такой взгляд не лишен оснований, но чаще всего эти два сектора составляют единое целое с различным уровнем коммерциализации в зависимости от специфики той или иной формы работы [12, с. 69].
В современных условиях появились хозяйствующие субъекты, имеющие откровенно коммерческую направленность. Они используют сферу культуры в качестве источника личных или корпоративных доходов, не считаясь при этом с двойственной природой культурного продукта. В их числе игорные дома и казино, танцевально-развлекательные и увеселительные центры, специализированные центры досуга, пользующиеся человеческими пороками и низменными инстинктами для извлечения собственной выгоды, которая выражается в денежном измерении. Однако их нельзя путать с субъектами, которые используют предпринимательскую активность в своей повседневной деятельности и получают доходы от реализации платных форм. Они ни при каких обстоятельствах не должны пользоваться несовершенством человеческой природы и пороками [1, с. 289-290].
Общим признаком коммерциализации субъектов культуры является стремление извлекать прибыль, не считаясь с тем социальным эффектом, который возникает в обществе и культуре. Единственным критерием, по которому оценивается эффективность их деятельности, является общая доходность, прибыль и рентабельность.
Коммерциализация на Западе — это "живая жизнь массовой культуры" [6, с. 156]. А массовая культура, как известно, направлена на удовлетворение запросов широкой публики. Отечественная массовая культура в новых экономических условиях еще только формируется, поэтому коммерческий сектор широкой публике представляет, прежде всего, продукцию западной массовой культуры. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением о том, что на фоне довольно скудного финансового положения культуры в целом и ее отдельных отраслей, буквально задыхающихся от безденежья, отсутствия необходимых для нормальной творческой жизни средств, коммерческое процветание периферии культуры и искусства, их антиподов выглядит явной насмешкой над призывом повернуться к культуре лицом [7, с. 12].
Культура уже подверглась серьезным испытаниям со стороны рынка. Однако сама ситуация вхождения ее в рынок остается слабо исследованной и осмысленной как на теоретическом, так и на организационно-управленческом уровне. Из принятия страной курса движения к рыночной экономике не следует автоматическое развитие культуры в рыночных условиях. Без целенаправленного регулирования экономическими методами цивилизованного рынка не получится. Позиция отрицания государственного вмешательства и признания регулирования социокультурных процессов только посредством цен и налогов, не мешающая стихийно развивающейся культуре, ни к чему хорошему не приведет. Ориентация на запросы массового потребителя не может быть основанием для развития подлинной культуры.
Разумеется, разрабатываются различные региональные программы, но они остаются без финансовой поддержки. Да и способны ли они решить проблему культурного возрождения народа, его духовного роста и возвышения? В подобных условиях сам народ во все возрастающей степени становится подверженным массированному воздействию продукции поп- и масс-культуры с ее утилитарно-развлекательной направленностью и чисто коммерческим характером. Следовательно, существующий разрыв между подлинной культурой и массовой публикой усилится, станет еще более непреодолимым как в экономическом, так и в социальном отношении [7, с. 13].
Опасение вызывает вторжение элементов рыночных отношений в культуру, в деятельность учреждений культуры, сопровождающееся существенным изменением приоритетов, смещением акцентов в их работе с населением в сторону дешевой развлекательности в ущерб организации творческого процесса в рамках кружков и студий. Это не может не отразиться на социальной эффективности всей работы и на социокультурных ориентациях массового потребителя культурных услуг.
Культура как сфера человеческой деятельности имеет ряд особенностей, определяющих создание механизмов ее выживания в условиях рынка. Она имеет уникальные продукты, объединяет самую образованную и одаренную часть общества, требует минимальных затрат на материально-техническую базу. Ее результаты проявляются в обществе опосредованно и лишь через два-три поколения. С учетом этих особенностей, что может дать культуре рынок? Он создает условия для адекватной социальной оценки как продуктов творчества художников, так и публики. Представители художественной интеллигенции ранее не рассматривали свою работу сквозь призму социальной потребности и конкурентоспособности. Наблюдения показывают, что истинно творческие люди в условиях рынка раскрепощаются, получают дополнительные возможности для творчества. Рынок ставит творческую личность и социокультурные институты в ситуацию необходимости учета потребностей публики в культурной деятельности. Игнорируя социальные потребности, культура оказывается в сложном положении, становится не соответствующей запросам времени, реальной ситуации. Важно осознать, что рынок — это очень специфический механизм трансформации существующих в какой-то сфере предпочтений, потребностей в способы деятельности. Он предполагает, что приоритет получают способы и результаты деятельности, за которые кто-то готов платить всеобщим эквивалентом, неким уравнителем, чем-то таким, что представляет собой абсолютную ликвидность [6, с. 161].
Итак, кто же может, должен и готов сегодня платить за культуру? Но за что платить? Выделяются объекты культуры, способные работать на коммерческой основе и поставленные обществом в условия, не позволяющие им этого делать, а потому нуждающиеся в соответствующей материальной компенсации. Такое разделение зависит не от вида их деятельности, а от конкретных условий, в которых они работают, например, в селе. Кроме того, происходит дифференциация типов деятельности в культуре, в рамках которых возможна или невозможна ориентация на коммерческую деятельность и получение средств путем продажи результатов своего труда. Например, главными направлениями в работе музеев являются сбор, хранение и изучение фондов и лишь небольшая часть приходится на обслуживание посетителей. Таким образом, оплачиваться должен не результат, а сам процесс деятельности.
Социокультурные институты получают финансирование в виде дотаций от своих учредителей, среди которых могут быть и государственные органы, и творческие союзы, и отдельные меценаты. Покупателями продукции культуры могут быть не только граждане, но и заинтересованные предприятия и организации, а также государство. Например, учреждение культуры предлагает концерт, за который могут заплатить не только через покупку билетов, но и заинтересованные в нем заказчики. Предполагается создание множественности покупателей на рынке культуры, чтобы не было только два — индивид и государство.
Поддержка социально значимых видов культурно-творческой деятельности возможна через создание широкой сети фондов развития культуры и искусства. Кроме бюджета, в эти фонды направляются средства предприятий, учреждений и отдельных граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок, от продажи ценных бумаг и др. По данным Ф. Рыбакова, уже в 1990 г. из всех поступлений в клубные учреждения 10% составили поступления от платных услуг, оказанных населению. Из фондов развития культуры и искусства было израсходовано 76%. Объем платных услуг массовых и универсальных библиотек составил менее 1%, а средства из различных фондов — почти 83% [12, с. 71]. Несколько иная картина уже наблюдалась в 1995 г. В Пермской области средства, выделенные из различных фондов на развитие культуры и искусства, составили 79,3%, от платных услуг — 20,7%. Следует, однако, заметить, что фонды развития культуры и искусства формируются главным образом из бюджетных средств. Кроме того, из областного бюджета должны выделять 6%, а реально эта сумма составляет менее 2%. В связи с этим проблема состоит в том, чтобы найти механизмы привлечения средств самого общества в эти фонды для поддержки некоммерческого сектора культуры.
Переход к рыночным отношениям остро ставит вопрос о выживании учреждений культуры как очагов сохранения и развития духовного наследия. Важно найти механизмы их защиты, так как для значительной части населения они и сейчас остаются единственными очагами культуры. Это касается жителей малых городов и поселков, сел и деревень. Объектом внимания и заботы должна стать вся социально- культурно-бытовая инфраструктура поселений — комплекс организаций и учреждений народного образования, здравоохранения и культуры, физкультуры и спорта, коммуникационного и бытового обслуживания.
Ранее оказываемая материальная поддержка со стороны хозяйственных организаций с их переходом на хозрасчет практически прекратилась. И теперь скромные бюджетные ассигнования фактически являются единственным источником средств, но и те значительно сократились, по сравнению с доперестроечным периодом. Это подтверждают проведенные автором исследования. Эксперты считают, что в последние годы ухудшились: экономические условия в обществе — 97%; экономическое положение учреждений культуры — 94%; экономическое положение семьи — 84%. Все эти факторы оцениваются как сдерживающие развитие народного художественного творчества соответственно в 4,3; 4,2 и 4,0 балла. При этом забота российского руководства о создании экономических условий для развития творчества оценивается лишь в 1,4 балла.
Что касается предпринимателей, которые могли бы отчислять средства и выступать в качестве меценатов, то 55% считают, что они "выделяют средства только в том случае, когда сами могут получить прибыль"; "средств не дают" — 28,9%; "раньше выделяли, а теперь перестали" — 5,3%, и столько же высказывают мнение, что работники культуры и сами не просят, зная, что все равно средств не дадут.
Из традиционных видов деятельности основной массив актов меценатских пожертвований приходится на наиболее престижные некоммерческие виды творческой деятельности театральное искусство — 24%; музыкальное творчество — 27%; музейное дело — 9% [8, с. 7]. Из 142 акций отечественных меценатов 77% приходится на различные предпринимательские структуры, основанные на частной и смешанной формах собственности. Значительное место занимают банки — 23%; биржевые структуры — 8%. Государственные органы и предприятия составляют 12%. При этом крупные банковские и промышленные структуры финансируют в основном масштабные, заметные мероприятия или выдающиеся феномены в области искусства [8, с. 12]. Примерно такое же состояние меценатства сохраняется и в настоящее время.
Заставляет задуматься экспертная оценка влияния экономических условий перехода к рыночным отношениям на развитие народного художественного творчества (НХТ). 1,9 балла из пяти возможных получил ответ "экономические условия
стимулируют развитие НХТ"; 2,5 — "условия рыночной экономики благоприятны для купли-продажи изделий и концертной продукции НХТ"; 1,7 — "экономическое положение учреждений культуры способствует развитию НХТ"; 1,8 — "экономическое положение самих людей благоприятно для занятий народным художественным творчеством".
Таким образом, исследования подтверждают сложное положение некоммерческого сектора культуры в условиях перехода к рыночной экономике, механизмы которой начали действовать. И в этих условиях, проявляя инициативу и самостоятельность, руководители любой ценой стараются заработать. Они отказываются от нерентабельных творческих коллективов в пользу конъюнктурных мероприятий, организованных на коммерческой основе. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование ценностей и норм, регулирующих поведение и деятельность социальных групп, общностей, индивидов.
Ситуация в культуре порождает множество вопросов. Кто защитит интересы массового потребителя культурных ценностей? Кто оградит его от произвола и торгашеской экспансии предпринимателей от "масскульта"? Кто станет компетентным и заинтересованным проводником его подлинных интересов в развитии культуры? Кто защитит его от уродливой коммерциализации и духовной деградации?
Выводы
Изменение социально-экономических условий развития общества, естественно, приводит и к изменениям в социокультурных ориентациях людей. Новые знания, ценности и нормы, образцы, регулирующие поведение и деятельность, передаются и внедряются в сознание с помощью традиционных или рациональных способов.
Степень соответствия способов передачи культурных ценностей экономическим условиям, потребностям, интересам личности определяет согласованность, рассогласованность или кризисность развития общества. Важно, чтобы модель социокультурной информации, передаваемой рациональным способом, была адекватной реальным запросам населения, экономической ситуации.
Взаимодействие культуры и экономических условий прослеживается через сферу культуры и ее экономическую эффективность, которую можно определить через анализ косвенного ее участия в циклах духовного воспроизводства, а также — рабочей силы, товаров и услуг культурного и информационного назначения. Кроме того, оценка экономической эффективности культуры возможна при анализе взаимодействия каналов распространения культуры с отдельными группами населения.
В условиях перехода к рыночным отношениям вступили в действие новые механизмы передачи культурных ценностей. Они основаны на саморегулировании с использованием свободных рыночных цен, экономической конкуренции и договорных начал между производителем культурных услуг и их потребителем. В этих условиях в культуре развиваются два сектора — коммерческий и некоммерческий. Первый строит свою деятельность в расчете на широкого потребителя и опирается на распространение массовой культуры, преимущественно американской и западноевропейской. Второй испытывает большие трудности, особенно в сельской местности. Требуется поддержка некоммерческого сектора культуры со стороны государства, предприятий, учреждений, меценатов и других для реализации программы духовного возрождения народа и развития подлинной культуры.
Вопросы для самоконтроля
1. В соответствии с социально-экономическим уровнем развития общества используются традиционные или рациональные способы передачи культурных ценностей, регулирующих жизнедеятельность людей. 94
Что они представляют собой?
Какова связь традиционных и рациональных способов передачи культурных ценностей с социально-экономическим уровнем развития общества?
В развитии нашей страны после революции выделяют этап согласованности, рассогласованности и переломный (кризисный) в зависимости от социально-экономических условий и механизмов регулирования поведения и деятельности людей.
Что это за этапы? Охарактеризуйте их с точки зрения экономического и культурного уровня. Какие способы передачи культурных ценностей использовались на том или другом этапе и почему?
Насколько соответствовали способы передачи культурных ценностей социально-экономическим условиям? В чем состоит согласованность, рассогласованность или переломность этих этапов?
Известно, что экономическую эффективность культуры невозможно измерить в количественных показателях. Однако сфера культуры косвенно участвует в циклах воспроизводства: духовного, рабочей силы, товаров и услуг культурного и информационного назначения.
Что это за циклы воспроизводства? Охарактеризуйте их. Покажите связь этих циклов воспроизводства с экономической эффективностью.
Какие еще могут быть критерии эффективности культуры?
В чем суть оценки ее эффективности через анализ взаимодействия каналов культуры с отдельными группами населения?
Почему оценка эффективности культуры должна охватывать временной интервал в 25-30 лет?
Культура сегодня оказалась в условиях коммерциализации и перехода к рыночным механизмам.
Что такое рынок в культуре? Какие механизмы составляют его основу?
Как Вы понимаете коммерциализацию культуры? Что представляют собой коммерческий и некоммерческий секторы культуры?
Как влияют рынок и коммерциализация на механизмы передачи социокультурных ценностей?
На какие ценности и нормы ориентируют сегодня людей новые механизмы передачи социокультурной информации?
Какие необходимы механизмы поддержки некоммерческого сектора культуры?
Литература
Галуцкий Г. М. Введение в экономику культуры (Основы экономических знаний для специалистов культуры). - М., 2001. - Гл. X.
Дискин И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. - М: Экономика, 1990. - Гл. 1, § 2, 3.
Кефели И. Ф., Кулаков Т. А. Культура и экономическая жизнь общества // Социально-политический журнал. - 1995. № 5. - С. 105-111.
Культура имеет значение: Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Лоуренса Харрисона / Пер. с англ. - М., 2002. - 315 с.
Культура и рынок: Дискуссия за "круглым столом" // Коммунист. - 1991. - № 8. - С. 108-119.
Культура и рынок: "Круглый стол" ученых // Общественные науки и современность. - 1991. - № 2. - С. 155-166.
Куценко В. А. Культура: Испытание рынком // Социально-политические науки. - 1991. - № 12. - С. 12-17.
Меценатство и спонсорство в культуре: Информ. сообщение / Рос. гос. б-ка. - М., 1993. - Вып. 4~5. - № 1. - 21 с.
Миженская Э. Ф., Самар Р. К. Культура и рынок // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 6. - Экономика. - 1993. - № 3. - С. 61-70.
Паппэ Я. Ш., Шишкин С. В. Перестройка в сфере культуры: Переход к новой парадигме социально-экономического
управления // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. - М.: НИИК, 1990. - С. 126-141.
И. Попов В. В. Социология культуры: Тексты лекций. - М., 1999. - 92 с.
Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения // Российский экономический журнал. - 1992. - № 12. - С. 68-74.
Рыночная экономика: Выбор пути: Сб. ст. / Отв. ред. С. Т. Гурьянов, М. Н. Ночевник. - М.: Профиздат, 1991. - 198 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов