11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
Процесс социализации, имеющий направленную и ненаправленную формы, в конечном итоге оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный характер. В связи с этим важно выяснить факторы и механизмы изменения личности, понять ее в динамике. А это предполагает раскрытие логики и направленности ее развития в течение всего жизненного пути, выявление процесса становления и реализации ее способностей, дарований в различных формах деятельности, определение степени и особенностей влияния каждого конкретно-исторического этапа. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизненные планы и ориентации, процесс и результаты деятельности подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и определяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультурной средой и культурной активностью личности, что можно рассматривать как три уровня социализации.
Первый уровень составляет общество в целом, степень и характер его развития, исторические события и тенденции, трудности и противоречия. Социокультурная среда на этом уровне включает в себя общественно значимые знания, ценности, накопленные человечеством, культурно-исторический опыт, шедевры мировой культуры, воплощенные в материальных предметах и определяющие духовный мир человека. Это нормы и образцы, выступающие в качестве регуляторов поведения и деятельности личности в рамках требований данного общества, а также идеалы, культивируемые обществом в качестве модели развития. Все это и многое другое оказывает влияние на духовный мир человека, делая его выразителем идеи своего времени. В процессе социализации личность усваивает социокультурную информацию макроуровня как конкретно-исторические ценности общества и человечества.
Второй уровень отражает жизненные условия, связанные с непосредственным окружением человека, его ближайшей социокультурной средой, с национально-этническими и региональными особенностями, семейными традициями, оказывающими воздействие в процессе социализации на ценностные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни. Это микросреда человека со своими сложившимися социокультурными ценностями, нормами, образцами, идеалами, представлениями, порой отличающимися от общепринятых в обществе и даже противоречащими им и образующими контркультуру. Эта среда непосредственно воздействует на личность и формирует ее. Но она испытывает влияние общества в целом и не может быть изолированной и абсолютно автономной.
Макро- и микросоциокультурная среда взаимодействуют друг с другом как общее и особенное и в совокупности определяют социализацию личности, которая активно усваивает все из окружающей действительности, приспосабливаясь к ней или приспосабливая ее к себе. Социокультурная микросреда различна у каждой личности в зависимости от ее местонахождения в центре культурных событий или на отдаленной периферии. Она может превращать ценности в стандарты, способствовать разрыву слова и дела, провозглашаемых норм и реального поведения, поддерживать инерцию и косность или же все самое передовое и прогрессивное. Воздействие социокультурной информации в процессе социализации очень сильно, и его нельзя недооценивать. Особое влияние оказывают при этом родственники, сверстники, друзья, сотрудники, компании досуга.
Третий уровень — это собственный жизненный опыт, основанный на реальном включении индивида в различные сферы деятельности, а также уже сформированные предыдущим этапом жизненного пути знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, усвоенные нормы и образцы поведения и деятельности, идеалы и представления. Они составляют личностную основу последующего этапа социализации. От них зависит активность человека в усвоении новой социокультурной информации, восприятие им новизны всей окружающей действительности и степень включенности в ее воспроизводство. На этом уровне особое значение приобретают насыщенность и самостоятельность жизненного опыта, его объем, масштаб и диапазон. Он может быть узкоограниченным, эгоистичным и утилитарным или связанным с благородными интересами. Под влиянием жизненного опыта и социокультурных ориентаций происходит социальное и культурное самоопределение личности, самореализация, саморазвитие, выбор жизненных перспектив, вырабатывается оценка своего жизненного пути, его достижений и просчетов. Этот уровень позволяет понять процесс развития индивидуальности, неповторимости и уникальности личности. Он связан с предыдущими уровнями и взаимодействует с ними как частное, определяя прямо и непосредственно культурную активность личности.
Рассматривая проблему социализации и неповторимости личности, выделяют три уровня идентификации, соприкасающиеся с уровнями социализации: общечеловеческий, групповой и индивидуальный [15, с. 399]. На определенных этапах развития истории и жизненного пути человека на первый план выходит тот или иной уровень социализации и идентификации. В "тихие" фазы развития этноса личность, индивидуальность в значительной мере нивелируется, подчиняется различного рода групповым (родовым, профессиональным, конфессиональным) интересам и нормативам. Оказывается гипертрофированным групповой уровень идентичности в ущерб индивидуальному и общечеловеческому.
В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать совсем другие ценности. Возрастает значение личного успеха, риска, преуспевания в различных сферах общественной жизни. Наиболее органично включенными в социум становятся люди с ярко выраженной индивидуальностью, а их самореализация — тесно связанной с общечеловеческими интересами. У них оказываются наиболее четко сформированными именно личностный и общечеловеческий уровни идентичности.
Особенности социализации связаны и с этапами жизненного пути человека. В стабильные периоды общественного развития у большинства детей до семи лет превалирует незрелый индивидуально-личностный уровень, проявляющийся в стремлении избежать наказания или получить поощрение. К тринадцати годам подростки начинают осознавать себя членами определенной общности, оценивают действия и поступки с точки зрения своей референтной группы. Для большинства этот уровень остается главным и в зрелом возрасте [15, с. 400].
Иначе протекает процесс социализации на разных этапах развития личности в условиях общественного кризиса, характеризующегося расшатыванием устоявшихся норм и традиций, а также социальной анемией. Дети и подростки руководствуются принципом удовольствия. Они достаточно легко и естественно принимают новые социальные нормы, по мере взросления преодолевают конфликты, травмы и страхи раннего детства. Наиболее одаренные индивиды не принимают общепринятых ценностей и руководствуются своими собственными. Сложно адаптируются к изменившимся условиям жизни люди зрелого и пожилого возраста. Их социализация сопровождается глубоким личностным кризисом либо протекает более или менее гладко, если они в стабильный период не в полной мере реализовали свой потенциал, оказавшийся востребованным именно в переломный период.
Наиболее успешно в кризисных условиях социализируются те, кто ориентирован на групповой уровень ценностей (национальных, территориальных, партийных) в их крайних проявлениях. Для них характерен "уход в прошлое", который способствует развитию дезинтеграционных тенденций. Наиболее оптимальным вариантом успешной социализации является диалектическое единство индивидуально-личностного и общечеловеческого уровней. При этом все более актуальными становятся общечеловеческие ценности, все более выраженными — индивидуальные особенности. Одновременно размываются, обесцениваются, становятся неактуальными границы расы, нации, сословия, даже пола и возраста [15, с. 401].
Выделение уровней социализации носит довольно условный характер. В реальной жизни все они взаимодополняют друг друга. Каждый из них определяет развитие человека как объекта и субъекта общественных отношений и собственной жизнедеятельности. Социализация личности обусловлена объективными и субъективными факторами, связанными с состоянием внутреннего мира, духовным обликом, системой мотивов и ценностей, реализующихся в поведении и деятельности, определяющих ее культурную активность. Усвоение личностью социокультурной среды как объективного фактора обусловлено культурной активностью, во многом зависящей от окружающей действительности.
Процесс социализации сложен и многообразен, в нем сочетаются стихийность и сознательность, целенаправленность и внезапность. Направленная социализация является определяющим фактором формирования личности и осуществляется обществом, всеми его социокультурными институтами. Успехи ее несомненны, однако большую роль в развитии
индивида играет окружающая среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния, не всегда согласующимися с общими целями и задачами, хотя в определенной степени способными совпадать. Так или иначе, вся социокультурная среда взаимодействует с культурной активностью человека. Влияние различных вкусов, предпочтений, мнений сверстников, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье и коллективе зависит от ценностных ориентаций и направленности личности. Но воздействие окружающей среды бывает достаточно сильным, поэтому его нельзя игнорировать или отвергать. Важно изучать формы, методы, механизмы влияния, а также содержание, которое может быть позитивным и негативным, прогрессивным и регрессивным.
Выводы
Проблема включения личности в изменяющуюся социальную среду привлекает внимание многих ученых. Это определяет существование различных понятий социализации. Наиболее целесообразным представляется ее рассмотрение на основе деятельностного подхода, что дает возможность вычленить активность индивида в усвоении социального опыта и его воспроизводстве. Эти две стороны социализации формируют тот или иной социальный тип личности, соответствующий требованиям конкретного общества. Формирование личности осуществляется в процессе направленной или ненаправленной социализации.
Основным средством социализации является культура, призванная реализовать адаптационную и человекотворчес- кую функции. Она, с одной стороны, включает человека в систему ценностей и норм, регулирующих его жизнедеятельность, поведение и действия; с другой — формирует личность, способную к воспроизводству. Социализация средствами культуры осуществляется в соответствии с индивидуально- личностными потребностями, обусловленными социально-ис- торическим процессом. Общество на разных этапах своего развития имеет неодинаковые потребности и выдвигает разные требования по отношению к ценностям и нормам, участвующим в социализации. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать человека, способного к активным новаторским действиям.
Содержание и характер социализации обусловлены социокультурной средой и активностью самой личности. Это взаимодействие проявляется на трех уровнях — общества, микросреды и собственного жизненного опыта. В процессе культурной активности человек усваивает социокультурную информацию общественно значимого характера, на уровне микросреды — ценности и нормы непосредственного ближайшего окружения, на третьем уровне происходит включение этих ценностей в общую систему собственного жизненного опыта, перевод их во внутренний план личности. Эти три уровня дают возможность понять механизм социализации и особенности формирования личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Большинство отечественных ученых социализацию понимают с точки зрения деятельностного подхода как двусторонний процесс.
Что такое социализация с точки зрения деятельностного подхода?
Что значит формирование социальности, социального типа личности в процессе социализации?
Каким образом взаимодействуют две стороны социализации: усвоение индивидом социального опыта и его воспроизводство?
Что означает направленная и ненаправленная социализация?
Какие проблемы могут возникать в обществе в связи с ненаправленной социализацией?
Социализация средствами культуры связана с такими функциями, как адаптационная и человекотворческая.
Что значит адаптационная функция культуры, как она связана с социализацией?
Что значит человекотворческая функция и как она способствует социализации?
Какова роль идентификации и социокультурных образцов в социализации личности?
Какой социальный тип личности формирует сегодня культура, соответствует ли он требованиям духовного развития человека?
Социализация осуществляется в процессе взаимодействия социокультурной среды и культурной активности личности.
Каким образом это взаимодействие проявляется на уровне общества и личности?
Каковы особенности этого взаимодействия на уровне микросреды и личности?
Какова роль собственного жизненного опыта, ближайшего окружения в усвоении ценностей общества, в переводе во внутренний план личности и в их воспроизводстве?
Литература
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. - Гл. 16.
Борисова JI. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социологические исследования. - 2001. - № 9.
Гордон J1. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. - 1994. - № 8-9. - С. 3-15.
Ионин JI. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. - 1995. - № 4. - С. 3-14.
Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. ~ № 3.
Климова С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-е годы) // Социологические исследования. - 1995. - № 1. - С. 59-72.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов