7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
Город представляет собой социально-пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Под социальной общностью понимают совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие группы взаимодействия, принадлежность к определенной территории, а также к тем или иным социальным организациям и институтам.
В качестве социальной общности могут быть малые и большие группы людей. Первые характеризуются наличием непосредственных личных взаимодействий, контактов, которые образуются только среди небольшого числа партнеров. Под вторыми имеются в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосредственными контактами, и особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие. К ним относятся классовые, национальные, территориальные и другие общности.
Таким образом, город относится к социально-территориальной общности, социокультурная ситуация которой имеет свои отличительные особенности. Они во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, которые вовлечены в общественные процессы. Сегодня все более острой становится проблема выживания и воспроизводства в городской среде человека, здорового физически, психически и нравственно.
Абсолютно верно мнение ряда ученых о том, что городская среда — это не только ландшафты, но и качественное состояние ее естественно-природных и "рукотворных" составляющих, уровень развитости информационного обмена, характер господствующей символики. Наконец, городская среда — это и другие люди, способы их взаимодействия (сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и пр.), отношение человека к ближайшему социальному окружению, которые являются важнейшими факторами выживания и воспроизводства здоровых людей вместе со здоровой средой [2, с. 131]. Характеризуя городскую среду, влияющую на социокультурную ситуацию, выделяют в ней производственные процессы, физическую и экологическую характеристику, информационное воздействие и особенности социальной структуры [8, с. 23, 46].
Динамика современного производства, связанная с науч- но-техническим прогрессом, приводит к интеллектуализации труда и развитию личности, но в то же время для многих создает и проблемы. Автоматизация, усиление энергоемкостей, дифференциация труда, развитие новых отраслей и производственных систем, компьютеризация требуют от людей высокой квалификации, повышенного внимания, готовности вмешиваться в производство, больших затрат энергии и психического напряжения, неблагоприятного для самочувствия человека. От работников требуется не только специальная подготовка, но и высокий уровень культурного развития, навыки общения с другими людьми и с техникой.
Расширение производственных процессов, связанных с | (естандартными решениями, делает необходимым качественное совершенствование рабочей силы, повышение квалификации. Длительное обучение отодвигает социальную зрелость молодежи, но и полученные знания быстро устаревают и требуют создания специальных курсов переподготовки. Для многих возникает проблема самоопределения в связи с усложнением содержания труда. Увеличение доли квалифицированного творческого труда ведет к изменениям культурных стереотипов. Но, к сожалению, сегодня преобладает формальное отношение к приобретению знаний, недооценка престижа образования и общекультурной подготовки, ориентация на интересную работу и слабая мотивация совершенствования знаний.
К физической характеристике относятся городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи, имеющие важные психологические, социальные и культурные последствия. Они приводят к позитивным социальным изменениям — комфорту и благоустроенности, но имеют и множество негативных последствий для человека. Высотные дома, однообразие застроек, большие пространства вызывают ощущение затерянности и дискомфорта; размещение жилых кварталов на периферии и сосредоточенность учреждений культуры и искусства в центре приводят к трудностям с приобщением к культурным ценностям; увеличение плотности населения с усложнением межличностных отношений и пребыванием человека в толпе вызывают беспокойство, раздражительность; вынужденные контакты с соседями, в городском транспорте и в других местах формируют потребность в уединении.
Разрушение соседских связей и контактов влечет за собой преобладание анонимного общения, а функционально- ролевая структура деятельности сводит к минимуму существующие личные связи и отношения [13, с. 132]. Ухудшают городскую среду также различные оборудования, транспорт, бытовые приборы, создающие шум; радио и телеаппарату- pa, которыми человек создает звуковой фон. Организм на все реагирует, хотя сознание может и не фиксировать ситуацию как проблему.
Экологическая среда создает еще одну нагрузку на организм и влияет на социокультурную ситуацию. Загрязнение воздуха, воды и всей окружающей среды связано с транспортом и развитием производства. Человек как биологическое существо испытывает потребность в движении и общении с природой. Но в условиях городской среды, где преобладают искусственные компоненты, у него ограничены отношения с природой, нет необходимого простора для биологического функционирования организма. В связи с этим возникают определенные проблемы с физическим состоянием, негативные последствия для здоровья в результате ярко выраженной гиподинамии и возрастающих стрессовых нагрузок. Несоответствие между потребностями человека как социально-биологического существа и расширением искусственных компонентов среды его обитания приводит к явной перегрузке адаптационных механизмов. Для решения этой проблемы важно, чтобы деревня как естественная природная среда обитания осталась доступной горожанину и стала неотъемлемой частью условий его жизнедеятельности.
По исследованиям, в сознании человека отдельные районы города фиксируются как более или менее престижные в зависимости от физических и экологических характеристик. Оценка осуществлялась по десятибалльной шкале по следующим критериям: удобство размещения района в городе, обеспеченность объектами обслуживания, загрязненность воздуха, состояние жилищного фонда, уровень его оборудования, архитектурно-эстетическое качество застройки и природных ландшафтов, обеспеченность населения жильем, плотность жилищного фонда.
Полученные средние баллы позволили разделить город на четыре типологические группы территорий примерно равного социального качества [11, с. 70]. В первую группу вошли районы с наиболее высокой оценкой престижности, куда попили исторические центры и современные застройки в выгодных ландшафтных условиях. Во второй оказались районы послевоенной застройки, достаточно обжитые, с развитой социальной инфраструктурой. К третьей были отнесены районы городской усадебной застройки разных лет и застройки средней этажности в относительно неблагоприятных ланд- ктфтно-экологических условиях. Четвертую группу составили районы с наиболее низким социальным статусом. Они удалены от центра, расположены в неблагоприятных природных условиях.
Как видим, престижность района города определяется и обеспеченностью объектами обслуживания, в том числе культурного. Использованные критерии являются достаточно устойчивыми и можно предположить, что прошедшее десятилетие не могло существенно изменить их характеристики. Это следует учитывать при проектировании системы культурного обслуживания человека в городе. Ученые предлагают при этом учитывать ряд принципов: центральность, доступность, полнота культурного обслуживания, дифференциация форм, обеспечение основных контингентов населения, экспликация городского образа жизни, средового обеспечения культурного обслуживания [6, с. 110]. Чрезвычайно сложно соблюдать эти принципы в городах, которые занимают большие территории, при этом они либо растянуты на многие километры вдоль рек, или просто некомпактны.
Важным аспектом, влияющим на социокультурную среду города, является информационное воздействие. Его можно характеризовать как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они пользуются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индивидами для регулирования социального взаимодействия, отношений между обществом, человеком и природой. Передаваемая информация характеризует процессы, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества — экономике, политике, культуре и т. д. Важной является информация о мнениях и интересах различных групп людей, информационное воздействие осуществляется с помощью различных каналов и средств распространения. Все более важную роль играют сегодня средства массовой коммуникации. В последние годы в связи с демократизацией общественных процессов резко увеличился объем передаваемой информации через рекламу, порой мало понятную для многих людей. Все это создает ощущение перегруженности. Особенно это связано с телевидением и информационно-эстетическим оформлением города, состоящим из множества плакатов, витрин с названиями на иностранном языке. Средства массовой коммуникации оказывают интенсивное воздействие, стремясь сформировать представления о происходящих явлениях и процессах, влиять на оценки и суждения.
Следует учитывать, что любая передаваемая информация имеет элемент субъективности — оценки, мнения передающего; с другой стороны, восприятие также зависит от мировоззрения, ценностных ориентаций воспринимающего. Кроме того, передаваемая информация может быть недостоверной, может неадекватно отражать действительность, искажать ее. Передача неадекватной информации является стихийным или регулируемым манипулированием сознанием и поведением людей, процессом социальной дезинформации. Ярким примером такого манипулирования является реклама инвестиционных фондов, направленная на обман с целью выкачивания денег. Следует заметить, что для подобного обмана российским правительством были созданы соответствующие условия с целью формирования класса имущих за счет обнищания других.
Интенсивное информационное воздействие в условиях города имеет определенные последствия для людей. У человека ограничены возможности восприятия информации. В условиях ее перенасыщенности он отторгает от себя любую информацию, стремясь сохранить свой внутренний мир. В то же время, живя в обществе, невозможно полностью уединиться, и результатом информационного воздействия оканываются нервно-психические заболевания. Вместе с тем информационная система имеет и положительные стороны. ()на расширяет доступ к культурным ценностям, увеличивает возможности для самореализации личности, формирования мнений, суждений, оценок. При положительном воздействии появляется проблема самоопределения личности, с которой справляется не каждый человек, теряясь в потоке социокультурной информации.
Проблемные ситуации создает и специфика социальной структуры города. Это сложное образование, состоящее из множества разнообразных страт, взаимодействующих между собой, имеющих свои ценности, нормы, включенных в информационные потоки, занятых в различных сферах деятельности и выполняющих роли и функции в системе предприятий, организаций, учреждений. Социальная стратификация осуществляется по демографическим, классовым, профессиональным, территориальным и другим признакам. Дифференциация происходит и по месту людей в системе общественных отношений, их потребностям и интересам, ценностям, социальным нормам и образу жизни. Группы и общности отличаются друг от друга системой социокультурных ориентаций, на основе которых могут формироваться культурные общности. Их особенности зависят от таких факторов, как уровень культуры, удаленность от культурных центров, культурные интересы, запросы и др. На них влияют изменения категорий и групп жителей, уровня их образования и профессионального состава, структуры общения и т. д.
Переход к рыночным отношениям в последние годы привел к радикальным изменениям социальной структуры, что наиболее ярко проявляется в больших городах. Здесь возникли новые профессиональные, конфессиональные и прочие группы, усилилась имущественная дифференциация. В ходе повседневного общения разрушаются старые и формируются новые, более или менее устойчивые стереотипы восприятия и оценки социальных групп, которые определяют отношения между людьми на длительный период. Сложность социальной структуры создает проблему идентификации личности на основе общих ценностей и норм. В процессе идентификации человек определяет для себя "своих" и "чужих", что дает ему возможность примкнуть к той или иной социальной группе, почувствовать свою внутреннюю причастность к той или иной социальной общности.
Исследования, проведенные социологами, позволили выявить ценностные основания сегодняшних изменений в социальной структуре города. От респондентов требовалось построение окончания предложения "Люди в нашем городе делятся...". Анализ полученных ответов позволил выделить 9 блоков ценностей, на основании которых происходит социальная дифференциация людей в городе. Это — субъективная соотнесенность ("я" и "другие"), место в социально-профессиональной структуре, внешние признаки (пол, возраст, национальность), нравственные основания, положение в административной структуре города, власть и партия, стиль жизни, труд и доход [3, с. 79].
Оказалось, что крайне мало ответов, показывающих готовность видеть в окружающих "своих" и "чужих". Это говорит об изменении тенденции к идентификации с малой группой на более широкие социальные общности и свидетельствует об увеличении автономности личности. Малозначимым критерием деления окружающих людей является также профессиональная или классовая принадлежность — на седьмом месте. Однако респонденты отмечают появление бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов, бомжей, безработных. На четвертом месте находится разделение по внешним признакам. Люди наделяются различными характеристиками, которые не случайны. Выделяются мужчины и женщины, крутые парни, хорошенькие женщины и остальные, молодежь и старики, жиды, антисемиты, русские, азеры, хачики, чурки и т. д.
Исследование показывает снижение нравственных критериев разделения людей. С первого места в 60-е гг. они переместились на второе, уступив блоку "труд и доход". Однако реакции на рост правонарушений, нравственный нигилизм стали более резкими, особенно среди женщин. Не вызвал активного интереса такой критерий социальной дифференциации, как власть и партия, — шестое место. Самым значимым стал критерий "труд и доход". Причем изменились оценочные суждения. Если раньше значимыми были количество и качество труда, то теперь никого не интересует, сколько человек работает. Восприятие и оценка связаны с размером дохода. В 80-е гг. делили людей на тружеников, тунеядцев, лодырей, приспособленцев и т. п. Теперь появились умеющие делать деньги, бизнесмены, богатые, коммерсанты, крутые с деньгами, миллионеры, торгаши, деловые, предприимчивые, люди с достатком, середняки.
Третье место занимает критерий "стиль жизни". Наблюдается некоторый рост интереса со стороны молодежи, которая приписывает себя к хиппи, "мажорам", "крутым" и т. д. По стилеобразующему признаку разделяют на определенные субкультурные группы (панки, рокеры). Здесь же "активно действующие" и "спящие", "духовная элита" и "потребители и обыватели", "нормальные" и "распущенные", "интеллектуалы" и "серые", "простые" и "сердечные" [3, с. 80-83].
Таким образом, городская среда характеризуется многообразием. Она формирует новый социально-психологический тип личности, который отличается рациональностью, подвижностью, готовностью к изменениям, к сочетанию своих интересов с интересами других, способностью справляться с трудностями окружающей действительности. Городская среда, включающая в себя сложные физические и экологические характеристики, интенсивное информационное воздействие и многообразие социальной структуры, оказывает существенное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов